Наука и техника Наука и техника - Центральное понятие науки
  10.12.2018 г.  
Главная arrow Материализм arrow Материалистическое arrow Центральное понятие науки
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Центральное понятие науки
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
04.07.2010 г.
В ходе анализа понятия сложной динамической системы весьма важно подчеркнуть, что само центральное понятие науки - понятие объекта исследования носит конкретно-исторический характер. В условиях развития атомистическо-механических воззрений объект рассматривался преимущественно в качестве единичного элемента, перемещающегося в пространстве. Лишь с развитием биологической науки и социологии в XIX в. зарождается знание систем, получившее в XX в. новый импульс в связи с развитием неклассической физики и кибернетики.
Далее, необходимо подчеркнуть, что растущая актуальность понятия динамической системы как «объекта со структурой» связана, как нам представляется, с выдвижением на передний план на современном этапе познания исследования отношений, а не вещного субстрата объектов п. В связи с этим центральное место в познании приобретает понятие структуры, выражающее качественную определенность отношений вещественных элементов системы. В известном смысле структура может рассматриваться как вид системы, а именно системы отношений. В этом плане структура может характеризоваться как некоторое относительно устойчивое отношение связей вещественных элементов. При таком подходе мы получаем возможность элементный аспект понятия системы связать с субстратно-вещественным подходом к явлениям (при котором исследуется вещественный субстрат объектов), а структурный - с исследованием отношений (и их систем-структур). Возрастание роли структурного анализа предметов ,и явлений при абстрагировании от качественной определенности их вещественного субстрата (исследование которого, конечно, не утрачивает своего значения) служит объективным условием важности и актуальности в современной науке понятия системы. Само по себе развитие приемов исследования, относительно отвлекающихся от анализа вещественного субстрата явлений реального мира, определяет усиление тенденции формализации знаний, что, со своей стороны, также служит объективной основой возрастания роли понятия сложной динамической системы.
Поскольку в этом понятии делается упор на то, что является общим для живых организмов, технических устройств, состоящих из неорганических элементов, и социальных явлений, постольку понятие сложной динамической системы служит базой разработки общих формализованных приемов познания.
С усилением тенденции формализации знания (формализация в ее существеннейшем аспекте - это и есть определенный способ характеристики структуры отношений при абстрагировании от качественной определенности вещественного субстрата объекта) связано третье из вышеотмеченных обстоятельств, определяющих возрастание роли в современном познании понятия динамической системы. На современном этапе познания сложных динамических систем, как отмечалось, особенно продуктивен вид формализации, связанный с функциональным подходом.
Система сложного динамизма, характеризуемая в качестве универсального объекта изучения, может рассматриваться как единство трех объективных начал - вещественного субстрата, структуры внутренних отношений и функциональных связей с внешней средой.
И хотя в функциональной  трактовке динамической устойчивости системы (и соответственно в функциональной модели управления) мы относительно абстрагируемся и от вещественного субстрата и от внутренних структур системы, и эти ее стороны и сама система в целом не утрачивают своей объективной природы. Подчеркивая объективную природу динамических систем, необходимо в то же время отметить субъективный момент (конечно, не абсолютизируя, не преувеличивая его) понятия системы.
В связи с развитием формализованных приемов исследования при анализе динамической системы особенно важно учитывать субъективно-практический момент этого понятия. В современном научном познании все в большей мере преодолевается пассивная созерцательность и все большую роль играет действенность, активность субъекта. Эта возрастающая активность субъекта в познании (конечно, при одновременном усилении объективного содержания познания) проявляется прежде всего в увеличении роли целенаправленной практической потребности. Практика выступает не только в качестве критерия знания, но и является началом, формирующим саму проблематику познания. Именно практическая потребность определяет вычленение яз бесконечного мира некоторого фрагмента реальности, рассматриваемого в качестве системы. Тем более очевидно, что именно практическая потребность определяет конструирование технических систем из определенных элементов. Вот этой задаче активного членения бесконечного мира на конечные структурные комплексы (конечно, в соответствии с объективными законами природы) и отвечает выдвижение на передний план в науке понятие системы. Без этого момента, вносимого целенаправленной практической потребностью, нельзя, на наш взгляд, определить сущность понятия системы, нельзя придать этому понятию необходимую меру конкретности. Именно потребностью решения данной конкретной задачи определяется, почему, например, в одном случае мы рассматриваем Землю как систему, а в другом случае как элемент нашей солнечной системы и т. п.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam