Наука и техника Наука и техника - Проблема элементарного и сложного в квантовой теории
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Материализм arrow Материалистическое arrow Проблема элементарного и сложного в квантовой теории
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Проблема элементарного и сложного в квантовой теории
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
05.07.2010 г.
Проблема элементарного и сложного в квантовой теории
М. Э. Омельяновский

Понятия простого и сложного обычно связывают с понятием развития. В марксистской философской литературе встречаются утверждения, в которых развитие определяется как переход от низшего к высшему, от простого к сложному (например, в статье «Entwicklung», опубликованной в «Philos. Worterbuch». Leipzig, 1964).
В такого рода утверждениях, на наш взгляд, не столько определяется развитие, сколько выражается один из многих аспектов этого понятия; само же развитие еще должно быть определено. В самом деле, если сложное есть развившееся простое - а иначе как через «развитие» понятие «сложного», думается, не должно определяться, - то содержание понятия «сложного» раскрывается через понимание развития как такового.
Допустим, развитие понимается как уменьшение и увеличение, как повторение (метафизическая концепция развития), тогда сложное есть только «увеличенное простое»; допустим теперь, что развитие понимается как единство противоположностей (диалектическая концепция развития), тогда сложное качественно отличается от простого и в то же время повторяет чем-то простое. Все это явствует из анализа понятия развития, сделанного Лениным в его знаменитом фрагменте «К вопросу о диалектике».
В истории философии проблема простого и сложного в применении к мирозданию предстает как проблема субстанции мира, из которой (субстанции) образуется конкретное многообразие вещей. В исследовании этой последней проблемы наблюдаются в истории материализма и естествознания две основные концепции. Первая из них - она по существу предполагает диалектическое понимание развития - рассматривает мир как единую в своем многообразии закономерно развивающуюся материю. Вторая - в своей завершенной форме она представляет   линию   механического   материализма - признает лишь внешнее соединение и разъединение постоянных начал (элементов), лежащих в фундаменте мироздания. До возникновения марксизма более полной и связанной с конкретными задачами естествознания представлялась механическая концепция. Атомистика Левкиппа и Демокрита, физика Декарта в новой философии, «Начала» Ньютона, философские учения французских материалистов XVIII в., естественнонаучные труды и «корпускулярная  философия»  Ломоносова,  представления о материи и ее строении корифеев классической физики - таковы отдельные вехи истории механической доктрины. Вместе с тем нельзя отвлекаться от того, что в произведениях названных мыслителей, посвященных «строю мироздания», или «мировому порядку», немало элементов диалектики: достаточно вспомнить космогоническую теорию Декарта, идеи внутренней связи материи и движения у античных атомистов и французских материалистов, положение о сохранении материи и движения Ломоносова и т. д. (хотя философские воззрения этих выдающихся исследователей неотделимы от метафизического понимания природы как чего-то неизменного в своей основе).
Диалектическая концепция в применении к проблемам мироздания представлена в истории философии учением Гераклита, идеями атомистики Эпикура и Лукреция, натурфилософией Джордано Бруно, системой философских взглядов Герцена, если речь идет о материалистическом направлении.
В естествознании диалектическая концепция вырабатывалась стихийно, и в классическую его эпоху (XVII-XIX вв.) эта концепция не была сколько-нибудь полно выражена: закон действия и противодействия механики Ньютона, открытое Лейбницем и Ньютоном дифференциальное и интегральное исчисление, позволившее изображать математически процессы природы, космогоническая гипотеза Канта и Лапласа, закон сохранения и превращения энергии, классическая теория электромагнетизма не поколебали схему пространства - времени - материи классической физики.
Немало диалектических построений, относящихся к философии природы, содержится в учениях философов-идеалистов. В них зачастую «гениально угадывается» диалектика современной науки; в этой связи для современной теории элементарных частиц представляет существенный интерес данный Аристотелем анализ взаимоотношения материи и формы как возможности и действительности или, скажем, учение Лейбница о монадах, согласно которому отдельные монады одновременно и замкнуты и связаны со всем миром. Однако натурфилософские диалектические построения идеалистов не приносили естествознанию непосредственно никаких научных результатов; вырастая на почве «чистого» мышления, они, как и вся идеалистическая философия в целом, были оторваны от конкретных задач естественных наук, и в классическом естествознании господствовали атомистические идеи Демокрита - Ньютона - Дальтона.
Этим идеям и неотделимой от них схеме пространства - времени - материи классической физики нанесла решающий удар на почве самого естествознания релятивистская и квантовая физика, сделавшая дальнейший шаг в познании природы. Глубокие преобразования и прогресс современного естествознания органически связаны с диалектическим материализмом, как было показано Лениным еще в период рождения новой физики и подтверждено последующим ее развитием. Диалектическая концепция развития лежит в философском фундаменте теории материи современной физики.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam