Наука и техника Наука и техника - Вопрос о взаимоотношении идеологии
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Вопрос о взаимоотношении идеологии
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Вопрос о взаимоотношении идеологии
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
02.05.2010 г.
Вопрос о взаимоотношении идеологии и психологии тесно связан с политическим вопросом о взаимоотношениях между массами и партиями и потому как в прошлом, так и сейчас выступает предметом идеологической борьбы в рабочем движении. Такая борьба велась, например, в русской социал-демократии в начале XX в. Г. В. Плеханов, поднимавший в своих трудах вопросы общественной психологии, не понял диалектики обратного воздействия идеологии на классовую психологию.
Подвергая критике взгляды Г. В. Плеханова и вытекающие из них выводы для деятельности партии, в частности недооценку идеологической работы партии в массах, В. И. Ленин показал, что идеология, конечно, должна соответствовать психологии класса, опираться на нее, но вырастает она не из стихийного рабочего движения, а из науки.
Отсюда важнейшей задачей марксистской партии является превращение стихийного движения в движение сознательное. Решать такую задачу партия может лишь путем внесения марксистской идеологии в сознание широких масс.
Деятельность партии по внесению в сознание народных масс научной идеологии на всех этапах ее истории выступает неотъемлемой стороной се жизни. Такая деятельность необходима и при переходе общества от социализма к коммунизму. Это связано с тем, что идеология выражает интересы, цели, идеалы людей. Поэтому перед обществом стоит задача внесения ее в сознание широких масс, задача коммунистического воспитания.
Взаимоотношение марксистской идеологии и общественной психологии трудящихся не исчерпывает, понятно, всех возможных связей между идеологией и психологией как сферами общественного сознания. Как мы отмечали, в зависимости от общества, от природы самих классов взаимоотношение между ними приобретает специфический характер. История знает немало примеров, когда идеологические взгляды класса вырастают из его психологии, являясь своеобразной ее «кристаллизацией». Примером тому может служить толстовство. Идеологические взгляды Л. Н. Толстого, по характеристике В. И. Ленина, отражали противоречивость крестьянской психологии в пору бурного наступления капитализма в России. Эта противоречивость выражалась в сочетании страстного протеста против гнета полицейско-самодержавного государства с политической незрелостью и религиозной мечтательностью. Отражением или, точнее, выражением такой психологии и была идеология великого русского писателя. «Толстой велик, - писал Ленин, - как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в России».
Специфическую черту психологии русского крестьянства в тот период составляли пессимизм, безысходность. Крестьянство видело, что старый строй рушится, но не осознавало, каков же тот новый строй, который приходит на смену старому, хотя и ощущало на себе связанные с его становлением бедствия и страдания. Толстой вместе с крестьянами переживал их страдания, их глазами смотрел на мир и, как и они, не находил правильных путей выхода. В его сознании крестьянская психология выливалась в идею непротивления злу насилием, в положения о моральном самоусовершенствовании, о предопределенности судьбы.
Примером сходного взаимоотношения идеологии и социальной психологии может служить формирование идеологии, проповедуемой группой Мао Цзыдуна. Формирование такой идеологии представляет собой своеобразную кристаллизацию мелкобуржуазной психологии.
Характерной чертой мелкобуржуазной психологии является двойственность, противоречивость, непоследовательность людей в своих воззрениях и действиях, шараханье из одной крайности в другую. Если мы обратимся к теоретическим суждениям этой группы руководителей, как и к проводимой ими политике, то можем убедиться, что для них характерна именно такая психология.
Мелкобуржуазная нетерпимость, отказ от учета объективных условий, субъективизм в полной мере проявились в политике «большого скачка» и «народных коммун». В теории это нашло свое выражение в утверждении о том, что определяющая роль в строительстве социализма будто бы принадлежит не объективным факторам, а факторам субъективным.
Одной из характерных черт мелкобуржуазной психологии является также национальный эгоизм, национальная ограниченность. Эта черта взяла верх в политике и идеологии нынешнего китайского руководства. Доказательством тому служат многочисленные факты, в особенности заявление Мао Цзэдуна в беседе с японскими, социалистами о притязаниях Китая на территорию Монгольской Народной Республики и советский Дальний Восток, а также те лозунги, под которыми осуществляется так называемая пролетарская культурная революция в Китае.
Теоретическое обоснование проводимой группой Мао Цзэдуна политики, как и сама политика, позволяет видеть, как в идеологии находят свое выражение черты мелкобуржуазной психологии. Больше того, под влиянием мелкобуржуазной психологии меняется содержание идеологии, о чем свидетельствует фактический отказ группы Мао Цзэдуна от коренных положений марксизма и переход на националистические позиции.
Возникновение маоцзэдунизма, как и идеологии толстовства, является примером своеобразной кристаллизации общественной психологии. Примеры такого рода не единичны в истории, ибо все типы досоциалистической идеологии имеют много общего в своем возникновении. Это общее проявляется, в частности, в том, что взаимодействие идеологии и общественной психологии осуществляется обособленно от науки, что не может не сказываться на содержании как самосознания, так и массового сознания классов. Социализм вызывает к жизни новый вид взаимодействия, сторонами которого выступают все сферы сознания: общественная психология, идеология и наука. Основу взаимодействия составляет реальная практическая деятельность людей, в том числе и духовно-практическая деятельность, направленная на формирование сознания людей.
В процессе становления социалистического общества происходит изменение сознания всех классов и социальных групп. Особенно больших усилий требует изменение сознания крестьянства. Утверждение новой психологии совершается на базе социалистических преобразований в промышленности и в сельском хозяйстве. Огромное влияние на изменение психологии трудящихся оказывают и политические преобразования в стране. В самом деле, на протяжении столетий в сознание трудящихся масс внедрялось убеждение, что управлять государством могут только имущие классы, привилегированное меньшинство общества. В условиях советского строя трудящиеся на собственном опыте убедились, что они сами могут управлять всеми делами государства.
Наряду с экономическими и политическими преобразованиями в стране совершалась и культурная революция. С ликвидацией неграмотности массы приобщались к культуре, овладевали научными знаниями. Проводившаяся на этой экономической, политической и культурной основе идеологическая деятельность партии и государства формировала новую общественную психологию. В процессе этой деятельности идеология оказывала огромное воздействие на массовое сознание. Но это воздействие трудно отделить от влияния других факторов, и не только экономических и политических, но и духовных, в частности науки. Массовое сознание, включившее в свое содержание научные представления, приобрело новое качественное состояние. На это следует обратить внимание потому, что воздействие науки на общественную психологию не получило в нашей литературе должной оценки.
В работах, рассматривающих вопросы взаимодействия различных сфер общественного сознания, подмечено немало важных моментов. И все же наметившийся подход к выяснению такого взаимодействия страдает некоторой односторонностью. Она выражается главным образом в упрощенном представлении самого взаимодействия между идеологией и психологией, вытекающем Из понимания их как высшего и низшего уровней отражения действительности. Так, В. Н. Колбановский пишет: «Идеология является... более высоким уровне отражения и потому оказывает огромное регулирующее влияние на общественную (и индивидуальную) психологию, приводя к существенной ее перестройке. . . Общественная психология, непосредственно отражающая глубокие сдвиги в экономике и в социальных взаимоотношениях людей, служит предметом анализа и обобщений для идеологии». Как видно, здесь во взаимодействии идеологии отводится роль активного начала, а общественной психологии - пассивного предмета «анализа и обобщений».
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam