Наука и техника Наука и техника - Влияние общественной психологии на идеологию
  20.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Влияние общественной психологии на идеологию
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Влияние общественной психологии на идеологию
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
02.05.2010 г.
В. Н. Алексеев в таком же плане рассматривает взаимодействие идеологии и общественной психологии «Влияние общественной психологии на идеологию,- пишет он, - главным образом заключается в том, что преобладающие в данном классе и имеющие более или" менее устойчивый характер социальные чувства и настроения придают идеологическим формам соответствующую эмоциональную окраску. . . Иначе говоря, общественная психология оказывает влияние преимущественно на форму выражения идеологии». Здесь взаимодействие идеологии и общественной психологии сводится к взаимодействию содержательной и эмоциональной сторон общественного сознания.
Последняя придает содержательной стороне лишь форму выражения. Здесь взаимодействующие стороны опять же не равноправный поскольку не учитывается влияние общественной психологии на идеологию своим содержанием.
Больше того, неравноправность положения данных сфер сознания возводится в закономерность подчинения общественной психологии идеологии3. На этом следует остановиться более подробно, ибо вопрос касается самой сути взаимодействия сфер общественного сознания.
В классовом обществе психология масс формируете под воздействием идеологии, и удельный вес последней? в общественном сознании всегда был велик. Если брать социалистическое общество,  то  и  здесь   воздействие идеологии на общественную Психологию на всех строительства социализма было огромным. Идеология, как и наука, оказывает «преобразующее воздействие» На общественную психологию. Причем воздействие науки возрастает, что связано с общим повышением роли последней в жизни общества.
Однако надо иметь в виду, что и общественная психология, аккумулирующая практический опыт масс по строительству социализма и коммунизма, впитывающая в себя научные представления и включающая в свое содержание коммунистическую убежденность народных масс, оказывает все возрастающее влияние на идеологию. Поэтому вопрос о взаимодействии идеологии и общественной психологии не может быть сведен к вопросу о подчинении одной из этих сфер другой сфере.
Вопрос о подчинении одной из сфер сознания другой сфере может возникнуть лишь тогда, когда общественная психология понимается как нечто стихийное и неорганизованное, когда утверждается, что инстинктивность и неосознанность настроений и действии составляют характерную черту общественной психологии. Понятно, что такую сферу сознания, которую даже трудно назвать сознанием, идеология призвана организовывать и систематизировать. Напротив, если принимать общественную психологию и идеологию такими, какими они существуют в действительности в условиях социалистического общества, то роль идеологии должна сводиться не столько к организации наличного содержания массового сознания, сколько к превращению своего собственного содержания в убеждения народных масс. Сила идеологии состоит не в том, что она есть определенное теоретическое знание. Хотя знание важнейших положений идеологии, ее принципов может быть распространено широко, но идеология выполняет свои функции лишь тогда, когда ее принципы и идеи становятся убеждениями широких масс, их социальными установками, ценностями, короче, тогда, когда идеология по сути дела начинает определять содержание общественной психологии.
Следовательно, взаимодействие общественной психологии и идеологии значительно сложнее, чем оно может казаться на первый взгляд. Упрощенное их решение вытекает из одностороннего подхода к рассмотрению самих анализируемых явлений — общественной психологии и идеологии. Оно лишний раз показывает, что гносеологический анализ важно дополнять социологическим анализом. И в этом случае взаимодействие самосознания общества и массового сознания не будет сводиться к взаимодействию двух уровней отражения действительности. Несомненно, что общественная психология служит своеобразной почвой, на которой развивается идеология, что последняя придает элементам общественной психологии более осознанный характер. Вместе с тем важно учитывать, во-первых, то, что взаимодействие идеологии и общественной психологии осуществляется на определенной экономической, политической и культурной основе и что сами общественные отношения, взаимодействуя между собой, определяют и взаимодействие духовных образований; во-вторых, то, что за взаимодействием идеологии и общественной психологии всегда стоит духовно-практическая деятельность людей, направленная на производство идей и взглядов, внесение их в сознание широких масс и формирование общественной психологии. Отсюда следует, что мы и здесь имеем не просто влияние одних идей и взглядов на другие идеи и взгляды, а целенаправленное внедрение одного сознания и вытеснение другого; в-третьих, важно учитывать также и то, что взаимодействующие между собой идеология и психология испытывают влияние науки, а последняя находится под воздействием первых. Все три сферы сознания взаимодействуют с общественным бытием и между собой. Взаимодополнение в процессе осуществления каждой из сфер сознания общественных функций составляет существенную черту их взаимодействия.
Сформулированные выше принципы взаимодействия сфер сознания распространяются и на взаимодействие идеологии и науки. Это можно иллюстрировать на примере взаимосвязи философии и естественнонаучных и социальных знаний.
Философия по отношению к естественным и общественным наукам является общей методологией. В силу особенностей научного исследования каждый ученый, в какой бы области знаний он ни специализировался, сталкивается с философскими вопросами, вынужден занимать ту или иную философскую позицию. Изучая материальные процессы, ученый стихийно проникается материалистическими идеями. Наука, по словам В. И. Ленина, стихийно рождает материализм, является материалистической по своей природе.
Однако то, что наука стихийно рождает материализм, не означает, что ученый в современном мире непременно удержится на позициях естественноисторического, т. е. стихийного, материализма и не попадет под влияние антинаучного мировоззрения.
Сложность и противоречивость самого процесса познания нередко приводят к кризису в тех или иных областях научного знания. Естественноисторический материализм не может указать реальных путей выхода из кризиса, наглядным примером чего может служить кризис в физике в конце XIX и начале XX в. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин показал, что естественноисторический материализм оказался не в состоянии объяснить кризис и преодолеть возникшие трудности познания, что реальную помощь ученым может оказать лишь диалектический материализм. И действительно, только с позиций последнего были раскрыты пути выхода из кризиса, объективно истолкованы великие открытия, знаменующие собой революцию в естествознании на рубеже XIX и XX вв.
Следует учитывать и сознательное внедрение идеологами буржуазии идеалистического мировоззрения в науку. Буржуазные философы-идеалисты спекулируют на трудностях научного познания, истолковывают их с позиций идеалистического мировоззрения и навязывают последнее ученым. Работникам науки, разделяющим естественноисторические воззрения, трудно в условиях буржуазного общества противостоять напору идеалистической философии. Отсюда неизбежные противоречия в их философских суждениях, отражающиеся на научной деятельности и на понимании общественных функций науки, ответственности ученого в современном мире.
На помощь ученым в этих случаях приходит материалистическая философия. Как показывает история науки, естествознание всегда было связано с материалистической философией. Методологическая роль философии по отношению к конкретным наукам проявляется в ряде моментов. Философия, во-первых, разрабатывает общетеоретические предпосылки познавательной деятельности людей. Каков мир по своей природе? Способно ли человечество познать окружающий мир? Каковы возможности и средства такого познания? Что такое истина и каковы ее критерии? Теоретически обоснованное решение подобного рода вопросов и составляет предпосылки познавательной деятельности людей.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam