Наука и техника Наука и техника - Внутренние закономерные связи общественного сознания
  11.12.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Внутренние закономерные связи общественного сознания
Рейтинг: / 2
ХудшаяЛучшая 
02.05.2010 г.
Признание внутренних закономерных связей развития общественного сознания не является дискуссионным вопросом. Но что следует понимать под внутренними закономерностями? Как они связаны с закономерностями взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания? В понимании этих вопросов уже нет единодушия.

Выше мы говорили, что имеется точка зрения, рассматривающая в качестве внутренней закономерности развития сознания относительную самостоятельность идеологии. Другие же исследователи не причисляют «относительную самостоятельность» к внутренним закономерностям.
В. В. Журавлев, например, считает ее одной из важнейших общесоциологических закономерностей развития общественного сознания. Он подразделяет все общесоциологические закономерности на две группы, в первую из которых он объединяет закономерности, непосредственно воздействующие на общественное сознание (законы об определяющей роли бытия по отношению к сознанию, обратного воздействия сознания на бытие, относительной самостоятельности общественного сознания и др.), а во вторую - законы развития материальной основы общества (закон единства производительных сил и производственных отношений и др.), воздействующие на общественное сознание опосредованно. Что же касается «внутренних специфических законов», которые являются таковыми «в том смысле, что представляют собой законы отражения бытия, законы осознания предметного содержания объективного мира, а также законы внутреннего развития форм сознания, законы «обработки» отраженной действительности», то здесь у автора нет достаточной ясности. Прежде всего неясно, почему называются они и «внутренними» и «специфическими». По отношению к «общесоциологическим» они выступают как «внутренние», и это понятно. А в сравнении с какими законами они выступают «специфическими»? Далее. По определению автора монографии, «внутренние специфические законы» «представляют собой законы отражения бытия», а разве законы взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания не являются такими же законами отражения бытия? В чем же особенности первых в сравнении со вторыми?
Пожалуй, больше всего вопросов возникает тогда, когда В. В. Журавлев начинает рассматривать «механизм» взаимодействия «общесоциологических» и внутренних закономерностей развития общественного сознания. В работе утверждается, что «все общесоциологические законы осуществляют свое воздействие на общественное сознание через его внутренние специфические законы», а внутренние законы в свою очередь «действуют на основе общесоциологических законов». Сразу же возникает вопрос: как это один законы действуют «через» другие? Если бы это было так, то внутренние законы были всего лишь формой проявления «общесоциологических» законов. Но внутренние законы не могут выступать такой «формой», ибо относятся лишь к сфере сознания, а «общесоциологические» законы захватывают все стороны жизни общества.
Трудности в понимании взаимодействия общесоциологических и внутренних закономерностей сознания в изложении В. В. Журавлева связаны главным образом с толкованием «внутренних» законов как «законов отражения» бытия. Он настаивает на том, что внутренние законы касаются лишь особенностей отражения сознанием бытия, и пытается раскрыть через эти особенности и специфику взаимодействия «общесоциологических» и внутренних закономерностей, в частности через способы отражения, присущие тем или иным формам познания. «Формы общественного сознания, - пишет В. В. Журавлев, - отражают общественное бытие и в конечном счете определяются его законами. Однако зависимость содержания различных форм общественного сознания от объективных социальных процессов, и прежде всего от экономического развития, имеет пределы, которые по отношению к каждой из них не являются чем-то внешним, а диктуются самим способом отражения действительности, присущим той или иной форме общественного сознания». Выходит, что в каких-то «пределах» содержание форм сознания зависит от способов отражения. А зависит ли? Нет ли здесь преувеличения? Нам представляется, что содержание любой из форм сознания (видов сознания) целиком определяется самой действительностью, хотя полнота, глубина отражения и бывает различной у разных форм познания закономерности развития общественного сознания.
Специфику отражения при анализе форм познания нужно учитывать и при выяснении взаимодействия различных видов закономерностей, но вряд ли можно объяснить особенности внутренних закономерностей наличием разных способов отражения без учета, скажем, того, что общественное сознание играет активную роль, что все его виды и сферы выполняют разнообразные функции.
Всякая попытка рассматривать их без такого учета и приводит к утверждению, что внутренние закономерности есть лишь формы проявления «общесоциологических» законов как законов активных, деятельных.
Связь «общесоциологических» и внутренних закономерностей должна явиться предметом специального исследования. Однако несомненно, что действие «общесоциологических» законов не сводится к действию «через» внутренние законы, а последние не есть форма проявления первых. Здесь мы имеем дело с двоякого рода законами. Если в первом случае взаимодействующими сторонами выступают общественное бытие и общественное сознание, то во втором - лишь стороны общественного сознания. Поэтому-то и нельзя так жестко привязывать одни законы к другим. Они обладают относительной самостоятельностью по отношению друг к другу.
Далее. Взаимодействуют между собой не два, а три вида закономерностей. Кроме общих закономерностей взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания и общих внутренних закономерностей, выражающих существенные связи между сторонами общественного сознания, есть закономерности, присущие историческим типам сознания. Отсюда следует, что существует не одна линия связи между «общесоциологическими» и «внутренними специфическими» закономерностями, а несколько: между общими закономерностями взаимосвязи бытия и сознания, с одной стороны, и общими внутренними закономерностями- с другой; между общими закономерностями бытия и сознания и специфическими закономерностями такого же рода связей данной общественной формации; между общими внутренними закономерностями и специфическими внутренними закономерностями и т. д. Таких связей существует много, поэтому не следует упрощать реально существующие связи возникновения, функционирования, изменения и развития общественного сознания.
Внутренние закономерности развития общественного сознания, как уже отмечалось, представляют собой существенные связи и отношения между его элементами: видами, сферами, типами сознания. Они потому и называются внутренними, что их действие ограничено лишь областью сознания.
Специфика внутренних закономерностей сознания состоит в том, что они выражают в «снятом виде» связи между видами деятельности людей и видами их отношений. Среди внутренних закономерностей сознания выделяются прежде всего следующие три группы. Во-первых, закономерности взаимосвязи между видами общественного сознания, особенно обнаруживающие себя в процессе формирования состояний сознания; во-вторых, закономерности взаимосвязи между сферами сознания, проявляющиеся во взаимопроникновении их содержания и взаимодополнении функций; в-третьих, взаимосвязи между историческими типами сознания, проявляющиеся главным образом в преемственности идей и взглядов и других духовных образований. Говоря выше о состояниях сознания и их возникновении, мы тем самым подчеркивали особенности взаимосвязи (наиболее существенные' и необходимые из них) видов сознания; останавливались и на взаимосвязи сфер общественного сознания. Здесь следует указать еще на такую внутреннюю закономерность, как взаимозаменяемость функций сфер (и видов) общественного сознания. Так, известно, что функция науки - познание мира, но эту функцию выполняют и политическое сознание, и нравственное сознание, и многие другие виды идеологии. В силу этого и в идеологии вырабатываются истинные знания об окружающей действительности. В ней более или менее адекватно выражен интерес класса, иначе она не могла бы служить этому классу и не воспринималась им как собственное сознание.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam