Наука и техника Наука и техника - Критерий истинности
  14.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Критерий истинности
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Критерий истинности
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
02.05.2010 г.
Критерий истинности, являющийся основным для науки, применим и к теоретическим положениям, входящим в состав идеологии. Однако идеология включает в свое содержание также определенные принципы, систему принятых ценностей, условия их реализации, обоснование программ действия и т. д. Идеология и паука, как было показано выше, являются различными сферами общественного сознания.
Но отсюда не следует, что наука и идеология не связаны между собой. 
Ученый, сознает он это или не сознает, принимает определенное мировоззрение, которое является мировоззрением определенного класса. Марксистское мировоззрение открывает неограниченные познавательные возможности для науки. В свою очередь научные положения являются существенной составной частью марксистской идеологии. Научность является важным, но не единственным признаком идеологии. Это значит, что прогрессивная или реакционная роль идеологии зависит не только от того, в какой степени творцы идеологии использовали при ее создании науку. Степень привлечения науки к созданию идеологии определяется тем, насколько прогрессивен или реакционен объективный интерес класса, который отражается в идеологии.
Следовательно, наука, ее отдельные положения могут выполнять и выполняют идеологическую функцию, но не сами по себе, а будучи включенными в определенную идеологическую систему, т. е. когда наука используется определенными классами в своих интересах.
Поэтому нельзя согласиться с утверждением некоторых социологов о том, что любая идеология представляет собой ложное сознание. Так понимает всякую идеологию югославский социолог Р. Лукич. Он считает, что это ложное сознание появляется не только у буржуазии, но и у пролетариата в виде утопического социализма. По мнению Р. Лукича, научный социализм представляет собой начало освобождения пролетариата от оков идеологического мышления. Вместе с отмиранием классов начинается и отмирание идеологии. Концепция Р. Лукича была справедливо подвергнута критике как утопия, поскольку она предполагает, что в обществе постепенно исчезнут всякие противоречия. Взгляды Р. Лукича, независимо от его намерений, принижают роль марксистской идеологии как в борьбе против буржуазной идеологии, так и в формировании коммунистического сознания. Больше того, они по существу воспроизводят буржуазные представления на идеологию, выраженные в свое время еще К. Маннгеймом. Последний, как уже говорилось, считал, что идеология является «узко ограниченным мировоззрением» класса и не способна к объективному отражению действительности.
Критикуя К. Маннгейма, важно подчеркивать не только то, что марксизм является научной идеологией, истинным отражением действительности в отличие от ненаучной буржуазной идеологии, искажающей действительность, но и то, что идеология как духовное явление имеет специфические функции, анализируя которые мы можем понять и оценить данное явление. К. Маннгейм, выдвигая тезис об ограниченности классового мировоззрения, предполагает, что интерес класса изолирован, не связан с интересом общества или что интерес общества вообще не существует. В действительности имеется связь между этими видами интересов. Интерес общества определяется прежде всего необходимостью развития производительных сил. Интерес буржуазии в период ее восхождения частично совпадает с интересом общества, но впоследствии вступает с ним в противоречие. Интерес пролетариата с самого начала становится интересом большинства, поскольку, освобождая себя как класс, пролетариат освобождает все общество от эксплуатации. Пролетариат завоевывает политическую власть не для подчинения других классов, а с целью ликвидации всякого классового господства.
Идеология пролетариата возникает как научная теория или теоретическое выражение уже существующего пролетарского движения, его классовой борьбы. Научный характер марксистской идеологии определяется прежде всего тем, что поскольку в капиталистическом обществе не могут стихийно возникнуть коммунистические производственные отношения, то вначале их необходимо представить теоретически, открыть объективные законы развития общества и определить то направление, в котором движется капитализм.
Идеология пролетариата по содержанию противоположна всем идеологиям эксплуататорских классов, целью которых было увековечение своего господства, в то время как пролетариат стремится к ликвидации классового господства. Она является идейным оружием в борьбе против буржуазии и духовным средством организации коммунистического строительства, сплочения трудящихся. В этом состоит ее главная функция в социалистическом обществе. И она будет выполнять данную функцию тем успешнее, чем шире и полнее будет опираться на науку.
При рассмотрении вопроса о взаимодействии идеологии и общественной психологии отмечалось, что это взаимодействие не сводится лишь к взаимовлиянию идей, чувств, а выступает прежде всего как взаимодополнение выполняемых ими функций, взаимодействие их с общественным бытием. Поскольку это положение очень важно, то здесь следует высказать еще ряд суждений.
Идеология распространяется среди масс. Усвоение идеологических взглядов и представлений тем или иным классом, принятие их в качестве программы действия, конкретизация и реализация этой программы представляют собой процесс объективизации идеологии, исторической проверки ее соответствия общественному развитию. Идеология усваивается классом или социальной группой, если она в определенной мере соответствует их историческому опыту, социальным чувствам. Усвоение идеологии сопровождается ее конкретизацией в зависимости от данных условий и психологических особенностей социальных групп. При этом происходит взаимопроникновение идеологических и психологических элементов, благодаря чему последние превращаются из общих установок, идеалов, принципов, лозунгов в конкретное руководство к действию определенной социальной группы.
Связь идеологии и общественной психологии проявляется уже при возникновении идеологии, которая включает как один из своих компонентов более ясное выражение той оценки действительности, того исторического опыта борьбы класса, которые стихийно сложились в общественной психологии (протест, понимание справедливости, стремление к лучшему будущему).
В процессе взаимодействия этих сфер сознания происходит своего рода отбор, в ходе которого идеология из многих проблем, составляющих содержание психологии, включает в свое содержание самое значительное для класса и его общественной борьбы. Например, революционная идеология рабочего класса отвергает тред-юнионистские элементы в психологии пролетариата и в то же время воспринимает и выражает такие лучшие черты психологии рабочего класса, как революционность, организованность, сплоченность, решительность в классовой борьбе и др.
Связь между рассматриваемыми сферами сознания проявляется в изменении идеологии под влиянием общественной психологии. Это может быть результатом изменения социальных условий и структуры общества, которые прежде всего и непосредственно проявляются в общественной психологии. Подобные социальные изменения выражаются в состояниях общественного сознания, таких, как настроения, общественное мнение. К этому взаимодействию относится также приспособление идеологии к особенностям общественной психологии (национальным и классовым традициям и т. п.).
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam