Наука и техника Наука и техника - Взаимодействие идеологии и общественной психологии
  14.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Взаимодействие идеологии и общественной психологии
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Взаимодействие идеологии и общественной психологии
Рейтинг: / 2
ХудшаяЛучшая 
02.05.2010 г.
Взаимодействие идеологии и общественной психологии осуществляется в отдельных видах общественного сознания, выполняющих идеологические и психологические функции. При этом каждому виду общественного сознания свойственны специфические для него способы связи с действительностью (духовные средства, учреждения и организации, с которыми связан данный вид сознания), с помощью которых осуществляются указанные функции. В числе таких духовных средств можно назвать авторитет, обычаи, традиции, моральные нормы, общественное мнение.
Авторитет имеет относительную самостоятельность в общественном сознании, в частности в процессе формирования общественного мнения. Например, установлено, что авторитет выполняет определенную роль в процессе распространения информации, передаваемой с помощью средств массовой коммуникации. Эта информация нередко становится предметом обсуждения в том случае, когда она включается авторитетами в устный обмен мнениями.
Названные явления общественного сознания можно рассматривать как духовные факторы, с помощью которых осуществляется взаимодействие идеологии и общественной психологии, и вместе с тем как результаты этого воздействия. В широком смысле слова к средствам, с помощью которых осуществляется взаимодействие рассматриваемых явлений, относятся все известные средства массовой коммуникации.
Из сказанного о взаимозаменяемости, взаимодополняемости функций духовных образований как существенной черты их взаимодействия вытекает вывод о том, что хотя общественное сознание и подразделяется на различные виды и сферы, однако оно действует, как правило, совокупно в реализации тех или иных своих функций. Наличие у него такой связи между сферами (и видами) позволяет, во-первых, лучше выполнять присущие ему функции, а во-вторых, способствует обогащению тех или иных его элементов.
Преемственная связь идей и взглядов в развитии исторических типов общественного сознания состоит, коротко говоря, в том, что духовная культура каждого нового общества развивается не на пустом месте, а наследует из прошлого все, что соответствует интересам господствующих классов данного общества. Происходит переоценка ценностей, в результате которой критически перерабатывается и просто приспосабливается многое из того, что было создано прошлыми эпохами.
Преемственность в развитии исторических типов сознания позволяет понять многие явления духовной жизни, которые трудно объяснить, исходя только из того, что сознание отражает бытие. Например, объяснение таких фактов, как развитие немецкой философии конца XVIII - начала XIX в. в экономически и политически отсталой стране или как расцвет духовной культуры в XIX в. также в отсталой в то время России, исходя только из внутренних условий этих стран было бы недостаточным. В трудах Маркса, Энгельса и Ленина убедительно показано, что в силу действия исторической преемственности идей экономически более отсталые страны могут в определенные периоды истории играть ведущую роль в развитии общественной мысли.
Историческая преемственность в развитии духовной культуры как закономерность имеет свои особенности проявления в различных обществах. Так, антагонистические общества переживают восходящие и нисходящие этапы в своем развитии, что сказывается и на проявлении преемственности в духовной культуре. При восходящем развитии господствующие классы стремятся опереться на передовое, прогрессивное в культуре прошлого. Напротив, на закате такого общества господствующие классы берут на вооружение из прошлого все реакционное. Современное буржуазное общество достаточно наглядно показывает проявление такой тенденции и в философии, и в искусстве, и в морали, и в других сферах духовной жизни.
Преемственность в духовной жизни социализма не знает таких поворотов, как это имеет место в антагонистических обществах. По мере его укрепления создаются более благоприятные условия для усвоения достижений культуры прошлого. Сформировавшись, социалистическая культура становится способной впитывать в себя все положительное в культурах разных классов. Поэтому преемственность в условиях победившего социализма проявляется сильнее, чем в период его становления. Если проявление неравномерности развития и отставания общественного сознания от общественного бытия ограничивается при социализме, то сфера действия преемственности, напротив, расширяется.
Специфические закономерные связи исторических типов общественного сознания.
Каждый из исторических типов общественного сознания подчинен действию как общих, так и специфических закономерностей. Последние определяются господствующим способом производства, общественными отношениями данного общества. В качестве специфических закономерностей выступают как связи между общественным бытием и общественным сознанием, так и внутренние закономерности, выражающие взаимосвязи элементов сознания.
 В первом и во втором случае они специфичны по отношению к общим закономерным связям бытия и сознания и общим закономерным связям элементов сознания, проявляющимся во всех типах общественного сознания.
Каковы же специфические закономерности коммунистического типа сознания?
В книге «Проблемы развития коммунистического сознания» выделяются три таких закономерности: целенаправленное и планомерное развитие социалистического сознания, сближение теоретического и обыденного сознания и единство форм общественного сознания».
В «Истории философии» в качестве специфических закономерностей развития коммунистического общественного сознания выделяются: необходимость социалистической революции в области идеологии и культуры для утверждения сознания нового общества; отражение социалистическим сознанием социально-политического и идейного единства нового общества; возрастание творческой роли народных масс, их практики в духовной жизни общества; сближение общественного сознания в различных его формах (наука, философия, искусство и т. д.) с жизнью народа; возрастание роли науки в общественном сознании; сближение социалистических наций и их духовной жизни, в результате которого общественное сознание, все формы духовной жизни становятся все более интернациональными, общечеловеческими.
Перечисленные закономерности, как можно видеть, касаются и условий утверждения коммунистического сознания, и объекта его отражения, и роли народных масс в развитии духовной жизни общества, и качественных особенности общественного сознания, которое становится все более интернациональным, общечеловеческим.
Нам представляется неоправданным все перечисленные закономерности рассматривать в качестве специфических закономерностей данного типа сознания, ибо в этом случае в их числе окажутся все без исключения непосредственные или опосредованные связи и отношения общественного сознания с другими явлениями общественной жизни. Видимо, здесь следует придерживаться какого-то критерия. Таким критерием, на наш взгляд, могут выступать существенные и необходимые взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания и такого же рода внутренние взаимосвязи элементов общественного сознания, вытекающие из природы нового строя и характеризующие сущность и нового общественного бытия и нового общественного сознания. При социализме устанавливаются более тесные взаимосвязи между общественным бытием и общественным сознанием, а также между отдельными сторонами, видами, сферами общественного сознания, которые приобретают качественные особенности. Особенности сознания и вызывают к жизни ту группу специфических закономерностей, которую можно назвать внутренними закономерностями его развития.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam