Наука и техника Наука и техника - Об общественном сознании
  15.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Об общественном сознании
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Об общественном сознании
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
15.07.2010 г.
 Вместо предисловия
Каждая из наук стремится раскрыть структуру предмета своего исследования. Осуществляя такую цель, она достигает подлинной зрелости, ибо раскрытие элементов изучаемых ею объектов, их внутренних связей делает науку способной выяснить сущность явлений действительности, закономерности их возникновения, изменения и развития.
Науки, изучающие духовную жизнь общества, исследуют проблему структуры общественного сознания. В условиях социализма актуальность такой проблемы обусловливается в особенности тем, что управление общественным развитием предполагает и управление процессами духовной жизни.
Последнее же требует знания закономерных связей общественного сознания и общественного бытия, внутренних закономерностей развития общественного сознания, т. е. существенных взаимосвязей структурных элементов сознания, специфических закономерностей общественного сознания. Оно требует также в каждый данный период времени и знания степени распространения и усвоения идей и взглядов широкими массами, конкретных состояний общественного сознания.
Проблема структуры общественного сознания привлекает к себе все большее внимание ученых в нашей стране и в других странах социалистического содружества. Из советских ученых ее исследуют Г. М. Гак, В. Ж. Келле, В. А. Ядов, В. В. Журавлев, Г. Я. Нестеренко и другие специалисты в области общественных наук. Пристальное внимание к этой проблеме связано и с тем, что традиционные представления о структуре общественного сознания как совокупности идеологических форм являются недостаточными. Они не соответствуют тем данным, которыми располагает современная наука о явлениях духовной жизни общества. Так, изучение общественной психологии привело к осознанию того, что сведение общественного сознания к одной лишь идеологии, как это часто делалось, обедняет анализ духовной жизни общества и что необходимо включить общественную психологию в структуру общественного сознания. Пристальное внимание к проблеме структуры общественного сознания связано также и с тем, что от разрешения ее во многом зависит разработка учения об общественном сознании в целом. Исследование этой проблемы оказывает помощь при анализе законов развития общественного сознания, при проведении идейно-воспитательной работы в обществе. При изучении таких явлений духовной жизни общества, как общественное мнение, традиции, социальные нормы поведения людей, необходимо исходить из определенного понимания структуры сознания и места в этой структуре данных духовных образований, иначе нельзя раскрыть их специфику.
Что же следует понимать под структурой общественного сознания? Этот вопрос один из самых сложных и трудных в учении об общественном сознании. Правда, на первый взгляд может показаться, что здесь нет ничего трудного. Известно, что в науке уже выработано понятие структуры материальных тел  и в какой-то степени можно использовать это понятие при анализе структуры общественного сознания. Под структурой принято понимать прежде всего расчлененность объекта на элементы, его строение, а также связь элементов, их взаимодействие.
Такое понимание структуры в общем приемлемо и при анализе общественного сознания, поскольку здесь также идет речь о расчлененности данного духовного образования, о выделении наиболее устойчивых его элементов, уровней сознания, их взаимосвязи и т. д. Но этим аналогия между структурой материальных систем и общественного сознания и ограничивается.
Структура общественного сознания имеет качественное своеобразие, определяемое спецификой данного духовного образования. Это своеобразие сказывается уже в употреблении категорий для характеристики строения общественного сознания. Так, хотя иногда и используется при расчленении общественного сознания категория «часть», но вряд ли она применима к данному духовному образованию. Здесь аналогия строения сознания со строением материальных систем идет дальше, чем это допустимо. Философию, например, нельзя назвать «частью» сознания, ибо последнее не разделяется на дискретные элементы в том понимании, как это имеет место в материальных системах'. Она скорее является видом сознания, его мировоззренческой стороной. Для характеристики строения общественного сознания больше подходят такие категории, как «вид» сознания, «уровень сознания», «состояние сознания» и др.
При выявлении качественных особенностей структуры общественного сознания мы исходим из того, что общественное сознание отражает материальный мир и проявляет себя через многообразные идеи, представления, взгляды, настроения людей.
И какие бы идеи, представления и взгляды людей мы ни взяли, уже по их содержанию мы можем в определенной мере судить о духовном мире данного общества. Сознание как целое обнаруживает свою специфику через конкретные проявления. Последние и составляют его структурные образования. Во всех структурных образованиях мы имеем дело как бы со всем общественным сознанием, обнаруживающим себя с той или иной стороны, на том или ином уровне отражения действительности, сохраняющим то или иное состояние и т. д.
Проявления общественного сознания и его структурные образования определяются общественным бытием, что также составляет специфическую особенность структуры сознания.
Структура общественного сознания более конкретно определяется структурой общественных отношений, господствующих в обществе. Чем многообразнее общественные отношения, тем богаче и соответствующая им структура общественного сознания. Конечно, между видами общественных отношений и духовными образованиями нет полного соответствия, но в принципе раскрыть структуру общественного сознания можно лишь через анализ" системы общественных отношении и потребностей, вызвавших к жизни данные отношения, а следовательно, и соответствующих идей, взглядов, чувств, с помощью которых реализуются общественные отношения.
Поскольку в разные исторические эпохи общественные отношения существенно изменяются, то и структура общественного сознания претерпевает от эпохи к эпохе серьезные преобразования. При выяснении качественных особенностей структуры сознания данного общества важно учитывать эти изменения, сопоставляя их не только со структурой материальных систем, но и со структурой сознания другой исторической эпохи. Скажем, структура общественного сознания при социализме имеет существенные отличия от структуры сознания прошлых эпох.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam