Наука и техника Наука и техника - Раскрытие качественного своеобразия
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Раскрытие качественного своеобразия
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Раскрытие качественного своеобразия
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
15.07.2010 г.
«Общественное сознание, — отмечает М. С. Даниелян, — принципиально нельзя «разложить по полочкам», рассечь на части в том смысле и таким образом как это можно сделать с материальным веществом, и тем более невозможно определить местонахождение этих частей. . .» (М. С. Даниелян. К вопросу о структуре общественного сознания. — «Историко-филологический журнал» (Ереван), 1966, №2 (33), стр. 117).
Раскрытие качественного своеобразия структуры сознания социалистического общества, как и сознания других обществ, наталкивается на серьезные трудности, которые связаны прежде всего с пониманием сознания как явления общественной жизни. В самом деле, общественное сознание выступает, с одной стороны, как процесс отражения действительности, а с другой - как определенный результат отражения, как его продукт, воздействующий на общественное бытие. Структура сознания в этих случаях будет различной.
В первом случае она складывается в зависимости от предмета отражения и от способа отражения, а во втором - в зависимости от видов деятельности людей и их общественных отношений, на обслуживание которых направлены различные представления и взгляды, идеи и теории. В первом случае в структуре выделяются образования, различающиеся своими особенностями отражения, а во втором - образования, различающиеся по своим общественным функциям.
Трудности анализа особенностей структуры общественного сознания связаны и с тем. что в учении об общественном сознании бытует немало положений, требующих уточнения. Например, нередко содержание общественного сознания, на наш взгляд, неправомерно сужается. Это сужение идет по линии, во-первых, разграничения «сознания вообще» и «общественного сознания», во-вторых, сведения общественного сознания к идеологии2, в-третьих, различения широкого и узкого смысла общественного сознания3, в-четвертых, отождествления общественного сознания с познанием. Несомненно, что сужение содержания общественного сознания приводит к обеднению его структуры. Скажем, если общественное сознание сводится лишь к идеологии, то из его структуры выпадают общественная психология и наука. Или рассмотрение сознания в широком и узком смысле слова предполагает по сути дела две структуры: многообразную, полную и урезанную, сокращенную. Общественное сознание в широком смысле представляется как сумма всех идей, взглядов, теорий данного общества, совокупность всего того, что является отражением жизни общества в сознании как его отдельных представителей, так и всего общества. В узком же смысле общественное сознание трактуется лишь как отражение экономического строя общества.
Понятно, что структура общественного сознания, понимаемого в узком смысле слова, будет во многом отличаться от структуры того же общественного сознания, но понимаемого уже в широком смысле слова. Все это говорит о тех трудностях, с которыми связано исследование структуры общественного сознания.
Целью данной работы является главным образом выяснение методологических принципов изучения общественного сознания, его структуры. В ней подробно не рассматриваются определенные структурные образования сознания. Такую задачу ставят перед собой специальные общественные науки: государственно-правовая наука, этика, эстетика, социальная психология и другие, имеющие своим предметом те или иные области общественной жизни. Изучая политическое сознание, правосознание, нравственное сознание и другие виды сознания, специальные общественные науки нуждаются в научной методологии анализа духовных явлений, основные положения которой призвана разрабатывать философия. Некоторые из них, в особенности принцип многообразия аспектов научного исследования структуры общественного сознания, и обосновываются в работе.
В связи с обоснованием принципа многообразия аспектов научного исследования структуры общественного сознания предпринимается попытка рассмотреть, насколько это представлялось возможным, структуру сознания по преимуществу в плане социологическом. Выбор данного аспекта связан с тем, что он до сих пор не занял подобающего ему места в научном исследовании духовной жизни, но именно он, по нашему убеждению, позволяет глубже проникнуть в сложную структуру общественного сознания и раскрыть активную роль последнего в жизни общества.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam