Наука и техника Наука и техника - Методология изучения общественного сознания
  14.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Методология изучения общественного сознания
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Методология изучения общественного сознания
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
15.07.2010 г.
Методология изучения общественного сознания и его структуры
Понимание природы общественного сознания, его структуры, общих и специфических закономерностей развития, роли сознания в деятельности людей во многом зависит от методологии, т. е. от самого способа рассмотрения, подхода, истолкования явлений духовной жизни общества. Философская методология является своеобразной ариадниной нитью процесса познания, позволяющей исследователям определять свой путь и находить средства для преодоления встречающихся на нем трудностей.
Важная роль методологии в процессе познания духовных явлений обусловливает постоянную потребность философии в обогащении уже установленных и в обосновании новых принципов, вытекающих из опыта познания действительности.

Основополагающий принцип общественного сознания

Данный принцип изучения общественного сознания связан с решением вопроса об отношении сознания к бытию, духа к природе. В предисловии Маркса к работе «К критике политической экономии» решение его сформулировано следующим образом: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Это положение и выступает основным методологическим принципом познания духовной жизни, ибо оно выражает собой суть материалистического понимания истории.
Материалистическое понимание истории противоположно идеалистическому пониманию, идеалистическому подходу к жизни людей. Сторонники последнего придерживаются того взгляда, что сознание людей лежит в основе всех социальных процессов. Под сознанием понимается то «дух», «разум» вообще, то сознание отдельных индивидов, составляющих общество, то общественное сознание. Категорию «общественное сознание» впервые стали употреблять классики марксизма. Что же касается буржуазной общественной науки, то она употребляла в значении общественного сознания такие категории, как «общественное мнение», «национальный дух», «народный дух». Например, сторонники немецкой «исторической школы» широко пользовались понятиями «национальный дух» и «народный дух» при разработке теории государства и права. В 60 - 70-х годах XIX в. принцип «национального духа» рассматривался в буржуазной общественной науке как всеобщий принцип истории. Сторонники этой концепции полагали, что общественная жизнь не подчиняется общему принципу причинности, а имеет свою особую, «психическую причинность». Общественные связи между людьми они сводили к психическим связям, а социальную психологию выдавали за единственную науку, призванную объяснить историю.
Буржуазная общественная наука неправильно решала вопрос о соотношении общественного сознания и общественного бытия. Исходя из принятой ею посылки, что все связи и отношения между людьми — это явления духовного порядка, она утверждала, что общественное сознание базируется лишь на такого рода связях и отношениях членов общества.
 Исследователи, руководствуясь таким пониманием общественной жизни, не имели объективного критерия для анализа эволюции общественного сознания, не могли определить и самое явление. Так, немецкий психолог и социолог В. Вундт, разрабатывая психологию народов, относил к общественному сознанию верования, обычаи, язык и другие духовные продукты, возникающие, согласно его представлениям, только в процессе духовного общения!
Попытки определить общественное сознание, не соотнося его с общественным бытием, не приводили к положительному результату, ибо лишали общественное сознание материальной основы и объективного содержания.
Современная буржуазная социология, как и социология в прошлом, стоит на позициях идеалистического понимания истории и также не разработала научных принципов изучения общественного сознания. Подтверждением тому могут служить взгляды психологической школы в социологии, занимающей в ней ведущее место. Представители этой школы (Богардус, Олпорт, Аш и др.) при анализе социальных процессов исследуют лишь идеальные побудительные мотивы поведения людей, игнорируя при этом их материальные отношения, социальное бытие. Для них социальное бытие не есть нечто независимое от сознания людей. Напротив, оно оказывается в зависимости от восприятия и отношения к нему субъекта.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam