Наука и техника Наука и техника - Психологическая школа в социологии
  14.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Психологическая школа в социологии
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Психологическая школа в социологии
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
15.07.2010 г.
Психологическая школа в социологии сохраняет свое влияние в буржуазном мире. И все же в современную эпоху трудно защищать открыто идеалистический взгляд на соотношение общественного бытия и общественного сознания как в силу явного противоречия подобных взглядов историческим фактам, показывающим социальную обусловленность сознания, так и вследствие развития научного знания.
Положение исторического материализма об определяющем значении общественного бытия по отношению к общественному сознанию получает все большее распространение в умах людей. В этих условиях своеобразной реакцией на марксистское учение об общественном сознании, его происхождении и развитии в зависимости от общественного бытия явилась социология знания или понятия, становящаяся одним из ведущих Направлений буржуазной социологии1. Сторонники этого направления (Э. Дюркгейм, М. Шелер, К, Маннгейм. П. Сорокин, В. Штарк, Ж. Маке и др.) не только не отрицают обусловленности общественного сознания, но, напротив, считают основной задачей социологии познания раскрытие детерминации знания условиями социального существования.
«Социология познания, - писал один из родоначальников этого направления, немецкий социолог К. Маннгейм, - исследует взаимоотношения между познанием и бытием»2. Она стремится, по его мнению, к истолкованию теорий и их производных в теснейшей связи с социальными группами и типичными всеобщими социальными ситуациями, в которых эти теории рождаются и произведением которых они являются.
По словам другого немецкого социолога - М. Шиглера, социология познания призвана изучать «фундаментальный факт: социальную природу всякого знания, всякого сохранения и передачи знания, его методического расширения и развития».
Американский буржуазный социолог Р. Мертон в книге «Социальная теория и социальная структура» дает краткое изложение концепций основных представителей социологии познания. При этом он указывает, что социология познания призвана дать ответы на такие вопросы: каков реальный (социальный и культурный) базис продуктов мыслительной деятельности? Какие именно продукты мыслительной деятельности подвергаются социологическому анализу? Как продукты мыслительной деятельности связаны с реальным базисом? У представителе'"; буржуазной социологии познания нет единой точки зрения по этим важным вопросам. Объединяет их, пожалуй, лишь то, что они решают проблему социальной обусловленности познания с позиций идеализма. В чем суть их ответов на указанные вопросы?
Под реальным (социальным) базисом продуктов мыслительной деятельности людей они понимают самые различные явления социальной жизни общества: класс, поколение, профессиональную группу, этническую целостность, структуру власти и т. д. Но при этом они обходят вопрос о роли материального производства, экономически:; отношений людей как главного фактора, определяющего в конечном счете содержание мыслительной деятельности. Если и называются экономические отношения в числе реальных факторов общественного развития, то их значение нивелируется в ряду других общественных отношений. Так, К. Маннгейм специально оговаривается, что в его представлении социальное бытие не сводится к экономическим отношениям и последние вообще не являются определяющими.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam