Наука и техника Наука и техника - Ценности, идеалы, идеи
  21.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Ценности, идеалы, идеи
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Ценности, идеалы, идеи
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
15.07.2010 г.
Сторонники социологии познания подвергают анализу такие продукты мыслительной деятельности, как идеологии, политические теории, ценности, идеалы и т. д. К примеру, М. Шелер подвергает социологическому анализу «объективный дух», т. е. смысловое содержание, воплощенное либо в материальной форме, либо в виде специфически человеческой психической деятельности. Формами его выступают произведения искусства, язык, письменность, нравы, обычаи, обряды и соответствующие типы группового сознания.
Ценности, идеалы, идеи и т. п., являющиеся продуктом деятельности интеллектуальной элиты и выраженные в соответствующих формах, также должны быть подвергнуты социологическому анализу. Как же сторонники социологии познания понимают связь «объективного духа» с социальным бытием?
Связь между социальным бытием и продуктами мыслительной деятельности они понимают крайне ограниченно. Одни из них считают, что познающий субъект никакого социального влияния не испытывает. Общество воздействует лишь на процесс распространения знаний, выработанных элитой, среди масс. Другие же соглашаются признать влияние общества на идеологию, религию, но полагают, что «чистое знание», «чистая наука» не испытывают социального воздействия, а если и испытывают, то определить его очень трудно. Последнего взгляда придерживается, в частности, бельгийский социолог Ж - Маке. Он подразделяет духовную деятельность на две области: область научного знания и область, не являющуюся таковой, которая включает в себя философию, этику, литературу, религиозные верования и т. д. Если продукты деятельности, относящиеся ко второй области, обусловлены классовыми интересами, то социальную детерминацию естествознания, экспериментальных наук установить трудно2. В действительности, конечно, социально детерминирована не только идеология, но и наука. Детерминированность последней, в особенности естествознания, выражается в том, что ее развитие определяется потребностями и интересами материального производства.
Вся история естествознания является ярким подтверждением того, что становление и развитие различных отраслей знания о природе вызывалось насущными потребностями производства. В современных условиях превращение науки в непосредственную производительную силу еще больше подчеркивает социальную обусловленность данной формы духовной деятельности.
Ограниченность понимания сторонниками буржуазной социологии познания связи между социальным "бытием и духовной деятельностью сказывается и в ряде других моментов, например в механическом понимании причинно-следственной связи между социальным базисом и сознанием, в сведении реального базиса сознания лишь к культурному базису, под которым разумеются духовные ценности, тип культуры, народный дух, виды общественного мнения и т. д.
В марксистской литературе довольно обстоятельно показана несостоятельность взглядов буржуазных социологов познания по названным вопросам, поэтому мы не будем сколько-нибудь подробно на них останавливаться. Обратим лишь внимание на понимание причинно-следственной связи между социальным бытием и сознанием.
Маннгейм утверждает, что отношение между условиями, которые «определяют», и сознанием, которое «определяется» условиями, не является в полном смысле причинным отношением. Оно представляет собой некую неопределенную форму связи. Неопределенность проявляется в том, что идеи могут иметь внесоциальное содержание, которое нельзя свести к социально-классовым интересам. Классы и группы предопределяют лишь стиль мышления, но не содержание идей и взглядов.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam