Наука и техника Наука и техника - Материалистическое решение вопроса
  14.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Материалистическое решение вопроса
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Материалистическое решение вопроса
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
15.07.2010 г.
Отстаивая материалистическое решение вопроса о соотношении общественного бытия и общественного сознания, марксисты критиковали и критикуют и тех, кто признает материализм, но непоследовательно его проводит. Известно, что такую непоследовательность в свое время проявлял К. Каутский, признававший зависимость сознания от бытия, но отрицавший в то же время, что общественное сознание есть отражение общественного бытия.
Неправильное понимание марксистского положения о соотношении общественного бытия и общественного сознания рельефно выражено и в высказываниях Л. Аксельрод. Так, в работе «Философские очерки» Л. Аксельрод, излагая взгляды Маркса и Энгельса, противопоставляла «зависимость содержания сознания от реального бытия и развития существующего вне нас объективного мира» (которую она признает) отражению объективного мира в нашем сознании, извращая тем самым марксистское понимание этого вопроса.
Противопоставление положения об «отражении» сознанием бытия положению о «зависимости содержания» сознания от реального бытия неправомерно, ибо первое лишь дополняет, а не исключает второе. Оно позволяет глубже понять взаимоотношение бытия и сознания. В самом деле, если бы сознание не было по своей природе отражением, то было бы трудно обнаружить и зависимость сознания от реального бытия. Ведь суть идеального в том и состоит, что оно есть отражение или выражение материального.
Маркс и Энгельс не только не отрицали такой природы идеального, сознания, но впервые и определили ее. Сознание, утверждали они в «Немецкой идеологии», «никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием...». «Господствующие мысли, - писали они в той же работе, - суть не что иное, как идеальное выражение господствующих материальных отношений, как выраженные в виде мыслей господствующие материальные отношения. . .»
Классики марксизма стоят на точке зрения отражения действительности в сознании человека. Это видит и Л. Аксельрод, но делает оговорку: «Маркс и Энгельс слово «отражение» употребляли не в прямом, а в Переносном смысле.  Иное дело зависимость идей от вещей, а иное дело точное отражение их в мозгу как в зеркале...»
Материалистической теории познания чуждо вульгарное понимание отражения, отражения в мозгу как в зеркале, поэтому из ее сути никак не может вытекать противопоставление «зависимости» идей от бытия «отражению» бытия в идеях, и его не допускали классики марксизма.
В современных условиях ленинское положение об общественном сознании как отражении общественного бытия прочно вошло в науку. Однако до сих пор по вопросу о том, как же соотносится данное положение с принципом об определении общественным бытием общественного сознания, высказываются различные точки зрения. Развернулась дискуссия о понимании основополагающего методологического принципа изучения духовной жизни общества.
В. П. Тугаринов предлагает различать «сознание вообще» и «общественное сознание». «К сознанию вообще, - пишет он, - относятся всякие мысли об окружающем, а не только об обществе». Имеются при этом в виду мысли о природе, «которые нельзя отнести к общественному сознанию, согласно определению последнего как отражения общественных отношений». Различая сознание о природе и сознание об обществе, В. П. Тугаринов первое из них не включает в категорию «общественное сознание», ибо усматривает в этом противоречие уже данному определению этой категории как «отражению общественного бытия».
Тезис В. И. Ленина об отражении общественным сознанием общественного бытия вряд ли будет правильным принимать за определение категории «общественное сознание» и по данной причине не включать в ее содержание сознание о природе. Ленинское положение не дает оснований сводить общественное сознание, т. е. сознание общества, к сознанию об обществе, т. е. к самосознанию общества и такое сведение как характерно для суждений В. П. Тугаринова.
Возникает вопрос: почему же рассмотрение общественного сознания лишь в плане отражения общественного бытия приводит некоторых философов к сужению содержания общественного сознания, т. е. к выключению из него сознания о природе?
Одна из причин сужения содержания общественного сознания состоит, на наш взгляд, в одностороннем толковании основополагающего методологического принципа анализа сознания. В его толковании крен делается в сторону рассмотрения сознания как отражения общественного бытия и упускается из виду то, что общественное сознание определяется общественным бытием. Все внимание исследователей сосредоточивается на самом факте отражения и в должной мере не учитывается, что отражение осуществляется в конкретных общественных условиях, через призму определенных интересов и т. д., т. е. не учитывается определяющая роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Классики же марксизма-ленинизма выяснению такой зависимости придавали первостепенное значение.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam