Наука и техника Наука и техника - О немецкой идеологии
  11.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow О немецкой идеологии
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
О немецкой идеологии
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
15.07.2010 г.
Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии» показали, что сознание «с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди». Основой, на которой возникает и развивается сознание, является материальная практика людей. При этом классики марксизма не отделяли сознание о природе от сознания об обществе, ибо основа возникновения у данных видов сознания одна - деятельность людей. Даже ««чистое» естествознание, - отмечали они, - получает свою цель, равно как и свой материал, лишь благодаря торговле и промышленности, благодаря чувственной деятельности людей».
Деятельность людей по изменению природы порождает естествознание, а не природа, как таковая. Поэтому последняя, хотя и отражается в сознании людей, как и ее свойства, закономерности развития, но о сознании природы мы не можем судить, отвлекаясь от его социальной обусловленности. Только принимая во внимание потребности общества в познании природных явлений, уровень развития общества, его общественный строй, мировоззрение классов, воздействующих на познание, другими словами, только принимая во внимание общественную обусловленность познания природы, мы можем правильно судить о нем. Такой подход позволяет увидеть, что между сознанием о природе и сознанием об обществе нет принципиальных различий в плане отражения. Как одно, так и другое сознание является продуктом общества, зависящим от последнего.
Сознание является продуктом общества, и в этом смысле оно выступает как общественное сознание. В этом качестве оно противостоит общественному бытию как вторичное, производное от него образование, как осознание, отражение бытия людей, «а бытие людей есть реальный процесс их жизни».
За последние годы понимание общественного сознания как продукта общества, как духовного образования, включающего в свое содержание и естествознание, получило широкое распространение3. Однако толкование термина «общественное сознание» до сих пор остается неопределенным, поскольку все еще сохраняется понимание общественного сознания и в узком смысле слова, как осознания лишь материальных общественных отношений.
При рассмотрении общественного сознания важное значение имеет понимание общественного бытия, ибо от этого зависит в свою очередь понимание содержания, вкладываемого в общественное сознание.
Болгарский философ И. Шипски подсчитал, что у философов-марксистов встречается шесть различных толкований категории «общественное бытие».
В работе Ст. Попова «Причинность в обществе» рассматриваются все шесть определений категории «общественное бытие». Мы не будем повторять сказанное в названном исследовании, отметим лишь, что в философской литературе наряду с правильным, на наш взгляд, пониманием категории «общественное бытие» существуют две крайности: одна из них состоит в отображении понятия «общественное бытие», в сведении его лишь к совокупности производственных отношении, а другая, напротив, состоит в непомерном ее расширении, во включении в это понятие явлений, не относящихся к общественному бытию.
Сведение общественного бытия к совокупности производственных отношений нередко подкрепляется ссылками на работы В. П. Ленина, в частности на «Три источника, три составных части марксизма» и «Карл Маркс», где экономический строй общества рассматривается как та основа, на которой вырастают явления общественного сознания. Но вряд ли будет правильным утверждать, что Ленин отождествлял понятие «общественное бытие» с понятием «экономический строй общества». В его работах встречаются и другие высказывания, которые позволяют судить о том, что экономический строй лишь в конечном счете определяет сознание людей, но не исчерпывает собой содержание «общественного бытия». Так, в книге «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин, раскрывая содержание общественного бытия, складывающегося независимо от общественного сознания, писал: «Из того, что вы живете и хозяйничаете, рожаете детей и производите продукты, обмениваете их, складывается объективно необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от вашего общественного сознания, не охватываемая им полностью никогда. Самая высшая задача человечества - охватить эту объективную логику хозяйственной эволюции (эволюции общественного бытия) в общих и основных чертах с тем, чтобы возможно более отчетливо, ясно, критически приспособить к ней свое общественное сознание и сознание передовых классов всех капиталистических стран». Видимо, нет необходимости отсылать к другим трудам Ленина, поскольку приведенное высказывание позволяет понять, что он не ограничивался при анализе общественного бытия характеристикой лишь экономического строя.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam