Наука и техника Наука и техника - Сведение общественного бытия
  20.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Сведение общественного бытия
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Сведение общественного бытия
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
15.07.2010 г.
Сведение общественного бытия к совокупности материальных производственных отношений приводит и к сужению содержания общественного сознания. За его пределами оказывается не только естествознание, но и многие другие духовные образования, не являющиеся отражением в умах людей существующих производственных отношении. Общественное сознание сводится по существу к идеологии общества.
Другую крайность в понимании общественного бытия составляет расширительное его толкование. В конце 50-х годов на страницах журнала «Вопросы философии» происходила дискуссия по вопросу о соотношении общественного бытия и общественного сознания, которая обнаружила, что отдельные философы склонны включать в категорию «общественное бытие» всю реальную практическую жизнь и деятельность людей. Такая расширительная трактовка понятия «общественное бытие» не нашла поддержки в ходе дискуссии, ибо стирала всякую грань между материальными и идеологическими отношениями, между базисными и надстроечными явлениями в обществе, но отдельные высказывания в ее поддержку встречаются и поныне3. По своему содержанию такого рода высказывания неправильны, но они, как нам представляется, являются своеобразной реакцией на сведение общественного бытия к производственным отношениям, на утверждение о том, что общественное сознание отражает только производственные отношения.
В ходе дискуссии о соотношении общественного бытия и общественного сознания высказывались и правильные, на наш взгляд, суждения по вопросу о содержании категории «общественное бытие». Общественное бытие - это область материальных отношений, т. е. таких, которые при своем складывании не обязательно должны проходить через сознание людей. В отличие от отношений надстроечных они могут складываться независимо от воли и сознания людей. К такого рода отношениям относятся прежде всего экономические отношения, т. е. отношения между людьми, складывающиеся в процессе совместного производства, обмена и распределения продуктов. К ним относятся и отношения людей к природе, которые становятся возможными благодаря существованию отношений между людьми. В понятие «общественное бытие» включаются все виды общественных отношений, являющиеся по своему характеру материальными. Понятие общественного бытия является очень емким, богатым по своему содержанию. Раскрывая его содержание, важно анализировать материальные элементы и семейных, и жилищных, и бытовых, и иных отношений, связанных с повседневными условиями жизни людей.
Понимание общественного бытия как области материальных отношений людей позволяет, на наш взгляд, правильно подойти к раскрытию содержания общественного сознания, т. е. не сводить его к общественной идеологии. В самом деле, если общественное бытие включает в себя не только производственные отношения между людьми, но и отношения их к природе, то эти последние найдут отражение в сознании, и знание о природе нельзя будет исключить из общественного сознания. Природа, точнее, та ее часть, которая включена в общественную практику, выступает одной из сторон жизни общества. Природа для человека выступает, по выражению Маркса, как «историческая природа». В этом смысле отражение «исторической природы» является и отражением бытия людей, т. е. их связей с природой.
Понимание общественного бытия как области материальных отношений позволяет рассматривать положения «общественное бытие определяет общественное сознание» и «общественное сознание есть отражение общественного бытия» как две неразрывно связанные между собой стороны основополагающего методологического принципа анализа общественного сознания. Обоснование этой мысли дано в книге Г. М. Гака «Учение об общественном сознании в свете теории познания». Правда, Г. М. Гак, стремясь защитить от извращений важнейший методологический принцип марксизма в своем аргументации допускает, на наш взгляд, неточность. Согласно его пониманию, в положении «общественное бытие определяет общественное сознание» слово «определяет» выражает не только отношение причины к своему следствию. Для того чтобы яснее выразить свою мысль, он сравнивает отношение между общественным бытием и общественным сознанием, с одной стороны, и отношение между производительными силами и производственными отношениями - с другой, и говорит: «В последнем случае понятие «определяет» означает производящую причину - и только; в первом же случае оно означает также отражение». Истолковав таким, образом термин «определяет», Г. М. Гак снял определенное различие между положениями «общественное бытие определяет общественное сознание» и «общественное сознание есть отражение общественного бытия» ценой их отождествления. Но они не тождественны между собой, так же как и термин «определяет» имеет иной смысл, чем термин «отражает».
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam