Наука и техника Наука и техника - Отношение между общественным бытием
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Отношение между общественным бытием
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Отношение между общественным бытием
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
15.07.2010 г.
Отношение между общественным бытием и общественным сознанием включает в себя как отношение первого ко второму, так и второго к первому. Если первое из них «определяет» второе, то второе по отношению к первому есть «отражение». Как известно, Энгельс, раскрывая основной вопрос философии - вопрос об отношении мышления к бытию, говорил о двух его сторонах, т. е. об отношении бытия к сознанию и сознания к бытию.
 
Применительно к обществу решение первой стороны основного философского вопроса как раз и означает, что общественное бытие определяет общественное сознание. Общественное сознание вторично, производно от общественного бытия, является его продуктом. Оно изменяется и развивается вместе с общественной практикой людей.
Решение же второй стороны основного философского вопроса позволяет раскрыть природу общественного сознания как «осознания» бытия, его «выражения», т. е. понять его как отражение общественного бытия. Ясно, что понять общественное сознание как отражение бытия можно лишь исходя из материалистического решения первой стороны основного философского вопроса, из того, что общественное бытие определяет общественное сознание, но отсюда еще не следует, что решение первой стороны философского вопроса есть вместе с тем и решение второй его стороны. Поэтому при изучении общественного сознания важно учитывать, при каких условиях совершается отражение, какой класс (или классы) выступает носителем сознания и т. д. В самом деле, сознание обусловлено общественным бытием данной формации, эпохи, оно зависит как от объекта отражения, так и от субъекта, т. е. конкретного носителя сознания. Одни и те же экономические отношения (объект отражения) по-разному воспринимаются в сознании различных классов, например буржуазии и пролетариата, каждый из которых по-своему видит и оценивает действительность.
Материальные условия, общественное положение определяют интересы класса и придают его сознанию целенаправленность, т. е. сосредоточивают его внимание на некоторых сторонах общественного бытия, важных для этого класса, вырабатывают у него свой образ мышления, способ видения действительности. Поэтому при анализе духовных явлений важно учитывать как то, что сознание есть отражение бытия, так и то, что оно определяется бытием. Другими словами, важно учитывать двухстороннюю реально существующую связь между общественным бытием и общественным сознанием. Взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания - это причинное отношение, определяющая роль в котором принадлежит общественному бытию. Отражение же является стороной этого отношения, его специфической формой и результатом. Отражение, сознание играет по отношению к общественному бытию активную, творческую роль, оно воздействует наряду с другими факторами на разнообразные общественные отношения, в том числе и на экономические.
Объективно существующие причинно-следственные связи между общественным бытием и общественным сознанием позволяют, таким образом, рассматривать положения; «общественное бытие определяет общественное сознание» и «общественное сознание есть отражение общественного бытия» как две неразрывно связанные между собой стороны основополагающего принципа анализа духовной жизни общества.
Примечание:
Интересные суждения по вопросу о связях между бытием и сознанием высказывает Ст. Попов. Он пишет, что в отношении между общественным бытием и общественным сознанием «существуют два вида причинно-следственных отношений. Первое причинно-следственное отношение имеет гносеологический характер. Формы общественного сознания имеют познавательное значение, поскольку они являются субъективным отражением объективного общественного бытия. В этом смысле о их содержании, которое является отражением различных сторон общественного бытия, можно сказать, что оно детерминировано этими сторонами. Второе причинно-следственное отношение и отражение характеризует социальную обусловленность общественного сознания общественным бытием. Возникает вопрос по поводу этого вида причинно-следственных отношений, которые свидетельствуют о рассмотрении одних и тех же событий различным образом разными общественными классами. Здесь существует причинное отношение, потому что соответствующие стороны общественного бытия детерминируют соответствующий способ видения. В этом случае также существует отражение, но это отражение не имеет гносеологического характера» (Ст. Попов. Причинности в обществото, стр. 140 (курсив мой.—А. У.).
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam