Наука и техника Наука и техника - Гносеологический и социологический и аспекты
  10.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Гносеологический и социологический и аспекты
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Гносеологический и социологический и аспекты
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
17.07.2010 г.
Гносеологический и социологический и аспекты изучения общественного сознания
Общественное сознание — это сложное и многогранное явление общественной жизни. Его нельзя изучать и раскрывать присущую ему структуру в каком-либо одном аспекте или плане, как нельзя, скажем, дать характеристику пространству, пользуясь одним измерением. Важным методологическим принципом служит многоплановость подхода к изучению общественного сознания, определяемая многообразием связей и отношений данного феномена с другими явлениями: объектом отражения, социальными условиями, в которых осуществляется отражение, историческими условиями выражения и деятельности сознания и т. д.
Изучение общественного сознания в разных аспектах складывалось исторически. Далеко не сразу четко отдифференцировались различные аспекты, которыми пользуется современная наука. Да и сам принцип многопланового подхода к изучению общественного сознания получил свое обоснование только в марксизме. Буржуазные философы и социологи не могли его обосновать, хотя потребность в таком подходе их представители чувствовали и предпринимали определенные попытки к ее реализации. Так, французский социолог Э. Дюркгейм стремился дополнить гносеологический анализ сознания социологическим и тем самым преодолеть порок идеалистических теорий познания, рассматривающих процесс познания вне зависимости от общества. Суть взглядов Дюркгейма состоит в том, что общие понятия (концепты) в отличие от индивидуальных представлений - ощущений, восприятий и т. п. - являются коллективными представлениями, они вырабатываются общественными группами и зависят от них. Между индивидуальными" и коллективными представлениями существует такое же расстояние, отмечает Дюркгейм, какое отделяет индивидуальное от социального.
Дюркгейм полагает, что социологический подход к анализу сознания приведет к обновлению теории пoзнания. В принципе с такого рода оценкой социологического подхода следует согласиться. Однако применение самим Дюркгеймом этого подхода к анализу общественного сознания не привело к обновлению теории познания. Он не сумел преодолеть разобщенность гносеологии и социологии, органически увязать социологический анализ с гносеологическим, ибо он пытался решить эту задачу с позиций идеализма. Хотя он и говорил о социальной обусловленности сознания, о зависимости категории коллективного сознания от групповой организации общества, социальной структуры, но последнюю понимал механически, как пространственно-временную структуру. В основе развития общества, чех пли иных его институтов лежат, согласно его концепции, идеи. Социальные явления существуют в идеях и благодаря идеям. Понятно, что если существование социальных явлений ставится в зависимость от идей, то принцип социальной обусловленности сознания теряет реальную основу. Применение социологического подхода к изучению сознания в таком случае не приведет к обогащению теории. Концепция Дюркгейма и является как раз тем примером, когда решение объективно назревшей потребности научного познания с неправильных позиций послужило толчком к распространению релятивизма в буржуазной социологии. Дюркгейм снял вопрос об истинности коллективных представлений и считал, что социально оправданы любые верования, раз они соответствуют социальным потребностям и поддерживают коммуникации в обществе. Это пренебрежение проблемой истины в его социологическом подходе было подхвачено сторонниками социологии познания.
Стремление дополнить гносеологический анализ сознания анализом социологическим характерно для всего направления социологии познания. Но не менее характерно для него и то, что его представители стоят, как правило, на позициях крайнего релятивизма. При попытке преодолеть такой релятивизм они по существу отказываются от самого положения о социальной обусловленности общественного сознания, от социологического аспекта изучения сознания.
Так, Шелер утверждал, что познание истины возможно лишь при абстрагировании от интересов социальной группы. Сходную точку зрения защищал и Маннгейм. Поскольку стремления и цели у разных социальных групп различные, то каждая из них может считать свои взгляды истинными. Бессмысленно спорить об истинности групповых взглядов, рассуждал Маннгейм, важно лишь установить связь тех или иных высказываний с «групповым мышлением». Сторонники буржуазной социологии познания принцип социальной обусловленности продуктов познавательной деятельности обратили в сущности в тормоз объективного познания действительности. Раз сознание социально обусловлено, то отсюда они заключают, что не может быть и объективного знания. Каждая из социальных групп, руководствуясь своими интересами и целями, вырабатывает пристрастное и потому извращенное понимание действительности. На самом же деле далеко не каждая социальная группа вырабатывает непременно извращенное понимание окружающего мира. Все зависит от характера объективных групповых интересов, а последние зависят от места общественных групп (и прежде всего классов) в социальной структуре общества. В том случае, когда коренные интересы классов совпадают с объективным ходом истории, в содержание их интересов входит и правильное познание действительности. Поэтому социальная обусловленность сознания всех прогрессивных классов не препятствует, а, напротив, обусловливает познание объективной истины. Отсюда следует, что нельзя из факта социальной обусловленности сознания делать выводы в пользу релятивизма. Только принимая во внимание социальную обусловленность сознания, общественную практику как критерий истины, можно отличать объективное знание от субъективных взглядов и представлений.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam