Наука и техника Наука и техника - Углубленный подход к изучению
  15.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Углубленный подход к изучению
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Углубленный подход к изучению
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
17.07.2010 г.
М. X. Игитханян, как можно заметить, отделяет «социологическое познание» от философского, гносеологию или теорию познания диалектического материализма от теории познания исторического материализма (диалектики социологического познания), для которой он вычленяет особые теоретико-познавательные задачи. Попытки отделить гносеологию исторического материализма от теории познания диалектического материализма имели место и раньше.
Они не дали положительных результатов. Нам кажется, что углубленный подход к изучению общественного сознания лежит не на пути выделения особой гносеологии в рамках исторического материализма.
Диалектический и исторический материализм представляет собой цельное мировоззрение, и у него есть одна теория познания. То, что общественное сознание обычно рассматривалось в историческом материализме, а теория познания - в диалектическом материализме, не может служить основанием для выделения особой гносеологии исторического материализма, ибо историко-материалистическое учение об общественном познании является частью теории познания. Причем, являясь такой частью, оно изучается как в гносеологическом, так и в социологическом планах. Последний из них является необходимым дополнением первого.
Вопрос о том, в каком из этих планов изучать общественное сознание, скажем гносеологическом или социологическом, зависит от решения тех задач, которые перед ними стоят. Видимо, и те и другие могут воспользоваться обоими аспектами, поскольку последние не исключают, а дополняют и предполагают друг друга. Поэтому напрасны опасения, что изучение общественного сознания в гносеологическом плане будет означать «выведение проблем отражения и познания за рамки социологического анализа», а изучение в социологическом плане - отказ от рассмотрения общественного сознания как отражения «материальных отношений и интересов в головах людей». Такого рода опасения теряют почву под ногами при диалектико-материалистическом взгляде на познание. Однако диалектико-материалистический взгляд на познание в отличие от релятивизма не отрицает особенностей гносеологического и социологического аспектов изучения общественного сознания.
Гносеологический аспект предполагает анализ связей и отношений общественного сознания прежде всего с объектом отражения, выяснение того, как совершается общественное познание, в чем состоит специфика сто форм в зависимости от способа отражения, каков путь истины и т. д. Гносеологический аспект - это рассмотрение основных вопросов теории познания применительно к общественному познанию.
Социологический аспект - это анализ общественного сознания, занимающего определенное место в системе общества и выполняющего специфические функции в общественной жизни. Он открывает возможности для изучения новых связей и отношений данного явления с другими явлениями общественной жизни. В гносеологическом плане общественное сознание выступает как отражение общественного бытия. Однако сознание человека, по словам В. И. Ленина, «не только отражает объективный мир, но и творит его». Активная, творческая роль сознания как раз и раскрывается в ходе социологического анализа, при котором сознание рассматривается в связи с социальными условиями, определяющими его, с общественной деятельностью людей.
Анализ общественного сознания в социологическом аспекте позволяет не только раскрыть активную роль сознания, но и полнее определить его содержание, выясняя его зависимость от классов и других общностей людей, через призму потребностей и интересов которых отражается действительность, выяснить зависимость структуры общественного сознания от организации самого общества и т. д. Такой анализ углубляет наши представления об общественном сознании, особенностях его формирования и функционирования.
Гносеологический и социологический аспекты исследования вытекают из взаимодействия общественного бытия и общественного сознания, из того, что сознание отражает бытие, а бытие определяет сознание, что сознание активно воздействует на жизнь люден.
Гносеологический аспект позволяет раскрыть по преимуществу движение от действительности к сознанию, происхождение идей и взглядов, а социологический аспект - переход от сознания к действительности, реализацию идей и взглядов в жизни общества.
Правомерность гносеологического и социологического аспектов изучения духовной жизни общества подтверждается самой историей познания. В этих аспектах уже давно изучается общественное сознание в марксистской литературе, посвященной данной проблеме. Например, при характеристике форм общественного сознания их специфика выясняется в зависимости как от предмета отражения и способов отражения (гносеологический аспект), так и от их роли в общественной жизни, от содержания той общественной потребности, с которой связано существование каждой из них (социологический аспект).
В то же время вопрос о различии аспектов изучения общественного сознания и их сочетании в практике исследования не снимается. Напротив, в настоящее время он приобрел определенную остроту, ибо общественное сознание исследуется по преимуществу в гносеологическом плане, что ограничивает всестороннее познание данного явления. Социологический же аспект в практике исследования используется явно недостаточно.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam