Наука и техника Наука и техника - Недостаточность использования социологического аспекта
  11.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Недостаточность использования социологического аспекта
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Недостаточность использования социологического аспекта
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
17.07.2010 г.
Недостаточность использования социологического аспекта сказывается прежде всего в недооценке конкретно-исторического подхода к анализу структуры общественного сознания. Гносеологический и социологический аспекты изучения сознания дают положительные результаты лишь при соблюдении конкретно-исторического подхода.
Скажем, для организации борьбы с пережитками прошлого в сознании и поведении людей еще мало знать, что общественное сознание отражает общественное бытие в специфических формах и на разных уровнях, что оно обладает относительной самостоятельностью и преемственностью в развитии. Для этого необходимо знать вполне определенные причины существования пережитков в данном обществе, иметь конкретное представление о господствующем общественном сознании, его состояниях, тенденциях развития и т. д. А чтобы располагать таким знанием, нужно сделать следующий шаг от абстрактного к конкретному в познании общественного сознания. И такой шаг возможен лишь при конкретно-историческом подходе к изучению общественного сознания.
Применительно к изучению общественного сознания в социологическом плане конкретно-исторический подход означает, во-первых, обращение к анализу сознания данного общества с присущим последнему материальным и духовным производством и соответствующей социальной структурой.
Духовное производство определяется производством материальным, но последнее различно в различных общественных формациях. «Чтобы исследовать связь между духовным... и материальным производством, - писал Маркс, - прежде всего необходимо рассматривать само это материальное производство не как всеобщую категорию, а в определенной исторической форме. Так, например, капиталистическому способу производства соответствует другой вид духовного производства, чем средневековому способу производства. Если само материальное производство не брать в его специфической исторической форме, то невозможно понять характерные особенности соответствующего ему духовного производства и взаимодействия обоих».
Во-вторых, при конкретно-историческом подходе общественное сознание рассматривается как продукт всей совокупности условий, оказывающих влияние на его возникновение и развитие. Кроме социальной среды с ее материальным производством как определяющим фактором на общественное сознание оказывает влияние природная и историческая среда.
Относительно последней Г. В. Плеханов писал: «Так как почти каждое общество подвергается влиянию своих соседей, то можно сказать, что для каждого общества существует в свою очередь известная общественная, историческая среда, влияющая на его развитие.  Влияние исторической среды, окружающей данное общество, сказывается, конечно, и на развитии его идеологий».
В-третьих, конкретно-исторический подход требует учета в процессе познания уже раскрытых с помощью социологического и гносеологического анализа общих закономерностей взаимоотношений общественного бытия и общественного сознания, относительной самостоятельности общественного сознания, преемственности в его развитии и т. п. Г. В. Плеханов, обращая внимание на эту сторону конкретно-исторического подхода к познанию, писал: «Чтобы понять «состояние умов» каждой данной критической эпохи, чтобы объяснить, почему в течение этой эпохи торжествуют именно те, а не другие учения, надо предварительно ознакомиться с «состоянием умов» в предыдущую эпоху; надо узнать, какие учения и направления тогда господствовали. Без этого мы совсем не поймем умственного состояния данной эпохи, как бы хорошо мы ни узнали ее экономию».
Конкретно-исторический подход приводит, в-четвертых, к выяснению убежденности и сознательности широких народных масс, т. е. того реального сознания, которое определяет их стимулы к деятельности. Господствующие в обществе учения и направления отражают состояние теоретического общественного сознания, и по ним нельзя еще составить полного представления о реальном сознании масс. Поэтому наряду с теоретическим сознанием (идеологическими системами, наукой) важно анализировать те духовные образования, которые действительно разделяются широкими массами. Когда идеи действительно овладевают сознанием масс, то они, по известному выражению Маркса, становятся материальной силой. Исторический подход как раз и требует доводить анализ до раскрытия тех духовных образований, которые уже стали убеждениями широких масс, овладели их чувствами и помыслами.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam