Наука и техника Наука и техника - Последовательное соблюдение исторического подхода
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Последовательное соблюдение исторического подхода
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Последовательное соблюдение исторического подхода
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
17.07.2010 г.
Последовательное соблюдение исторического подхода к изучаемому явлению расширяет рамки его познания. В самом деле, гносеологический аспект позволяет рассматривать общественное сознание как отражение, абстрагированное от социальных условий, в которых оно осуществляется. В известном смысле можно говорить, что в таком аспекте изучаемое явление берется само по себе. В социологическом аспекте общественное сознание рассматривается как специфическое явление общественной жизни, детерминированное условиями социального существования и играющее активную роль в жизни людей. Конкретно-исторический подход ориентирует исследователя на изучение сознания определенного общества, находящегося на данной ступени своего развития.
Таким образом, всесторонний анализ предполагает рассмотрение общественного сознания и в гносеологическом и в социологическом планах.
Различными аспектами в их единстве важно пользоваться при решении любых вопросов, касающихся общественного сознания. Остановимся вкратце на важности их использования при определении общественного сознания как специфического явления духовной жизни общества и при анализе его структуры.
В гносеологическом плане определение общественного сознания возможно лишь через соотнесение его с общественным бытием. В этом случае общественное сознание рассматривается как отражение общественного бытия. Данное определение подчеркивает социальную природу общественного сознания, что оно порождено материальными условиями жизни людей, является их отражением. Труд, общественные отношения, в которые вступают люди в процессе своей деятельности, язык как форма выявления и закрепления результатов познавательной деятельности обусловливают социальную природу сознания.
Определение общественного сознания чаще всего дается в гносеологическом аспекте, а само явление анализируется в разных аспектах. Иногда при определении совмещаются разные аспекты подхода к сознанию, хоти они еще специально и не дифференцируются. Однако потребность всестороннего анализа общественного сознания заставляет исследователей вновь и вновь возвращаться к вопросу об определении этого явления. Это обусловлено тем, что гносеологический аспект рассмотрения общественного сознания не позволяет исчерпать сущность и содержание последнего. Отсюда и определение общественного сознания как отражения общественного бытия является недостаточным2.
Духовные образования многообразны, и для их обозначения выработаны такие понятия, как духовная жизнь общества, духовная культура, общественное сознание, индивидуальное сознание и другие. Между этими образованиями существуют различия, но последние в гносеологическом плане не усматриваются, ибо все они представляют собой отражение общественного бытия. Различия выступают тогда, когда анализ переходит в плоскость социальную, когда выясняются носители этих видов сознания, их содержание, роль в жизни общества и т. д.
В плане соотношения с общественным бытием нет различий между понятием «общественное сознание» и понятиями «духовная жизнь общества» и «духовная культура». Поэтому часто все эти три понятия употребляются в одном значении. Различия между ними начинают выступать тогда, когда анализ переходит в социологическую плоскость.
При определении того или иного явления важно сравнить его с другими однопорядковыми явлениями. Сравнение общественного сознания с духовной жизнью общества позволяет видеть, что оно не совпадает с последней. Говоря о духовной жизни, мы не можем отвлечься от самого производства. В содержание понятия «духовная жизнь общества» наряду с идеями, представлениями, т. е. с тем, что принято называть «общественным сознанием», включаются и духовное производство, и духовные отношения.
Социологический план анализа тем и отличается от гносеологического, что он позволяет раскрывать те стороны сознания, от которых мы абстрагируемся при рассмотрении его как отражения общественного бытия. Известно, что вся сфера духовных отношений между людьми органически связана с идеями и взглядами, чувствами и представлениями и другими подобными образованиями. В гносеологическом плане этот вопрос не встает, а в социологическом - выступает на первый план. То же самое следует сказать и о духовном производстве. В гносеологическом плане обращается внимание на то, что общественное сознание есть совокупность представлений, идей, теорий и т. д., а в социологическом - на производство людьми, вступающими между собой в определенные отношения, этих духовных образований, на целенаправленное их использование. Ясно, что это должно войти в характеристику духовной жизни общества.
Понятие «духовная жизнь общества» является самым широким понятием при анализе духовных образований в их социологическом плане. Оно включает в свое содержание и духовную культуру. Духовная культура «есть производство, распределение и потребление духовных ценностей; она является единым процессом созидания и освоения всего духовного богатства общества». Если материальная культура является показателем хрипни практического овладения человеком природы, то духовная - культура - идейного овладения миром.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam