Наука и техника Наука и техника - Связь с духовной культурой
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Связь с духовной культурой
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Связь с духовной культурой
Рейтинг: / 3
ХудшаяЛучшая 
17.07.2010 г.
Общественное сознание непосредственно соотносится с духовной культурой. Из соотношения вытекает, что общественное сознание является стороной духовной культуры. Эти понятия не совпадают не только потому, что духовная культура включает в свое содержание самое производство идей, взглядов, теорий и т. д., их распределение и потребление, но и потому, что понятие «духовная культура» обнимает собой всю совокупность идейных ценностей, созданных человеком на протяжении всей его истории.
Понятие же «общественное сознание» включает в свое содержание прежде всего совокупность идей, взглядов, представлений и других образований данной эпохи. Скажем, общественное сознание прошлых эпох не включается в социалистическое общественное сознание, но оно существует в виде памятников духовной культуры - в произведениях литературы и искусства, в обычаях, традициях и т. д. И все прогрессивное из этого духовного наследства поставлено на службу народу.
Диалектика духовной культуры и общественного сознания такова, что сознание данной эпохи опирается на достижения всей культуры прошлого и многое впитывает из нее. В то же время с изменением общества его сознание не исчезает бесследно, а передается от одного поколения к другому в виде овеществленных памятников культуры. Лучшие из них составляют непреходящие ценности мировой культуры.
Из краткого сравнения духовной культуры и общественного сознания вытекает, что последнее есть воспроизведение людьми действительности в виде идей и представлений, теорий и взглядов на данном этапе исторического развития и отношение к ней. В этом проявляется его особенность как духовного явления. Однако отмеченная специфика относительна, ибо общественное сознание - это сторона целого, т. е. духовной культуры. Общественное сознание нельзя представить обособленно, вне духовной культуры. В самом деле, произведенные идеи, понятия, представления и другие духовные образования материализуются в языке, и книгах и иных воплощениях культуры. Овладевая продуктами духовного производства, «распредмечивая» их, т. е. переводя в идеальный план заключенное в них содержание, люди тем самым овладевают и общественным сознанием.
Специфика общественного сознания, анализируемого в социологическом плане, более отчетливо проступает при сравнении его с индивидуальным сознанием. Индивидуальное сознание по своему происхождению также является общественным продуктом. С точки зрения своего источника нет различий между индивидуальным и общественным сознанием. Они различаются между собой прежде всего по своему носителю.
Индивидуальное сознание - это сознание отдельной личности. Общественное сознание есть массовидное явление. По существу оно надындивидуально, т. е. включает в себя знания, представления, взгляды, общие для многих людей. Поэтому, анализируя общественное сознание, мы можем отвлекаться от сознания отдельных индивидов и брать его в обезличенном виде как продукт определенных общественных условий, закрепленный в языке, в произведениях культуры.
Кто же является носителем или субъектом надындивидуального сознания?
Иногда утверждают, что общественное сознание не имеет своего конкретного социального носителя2. При этом ссылаются на Маркса, который отмечал в «Нищете философии», что нельзя себе представлять общество по-прудоновски, т. е. как общество — лицо, имеющее свой собственный ум3. Но ссылка на Маркса в данном случае вряд ли уместна. Маркс подчеркивает лишь то, что общество не есть нечто отличное от людей, его составляющих. Оно ость продукт взаимодействия людей, и его сознание есть результат деятельнее и умов — членов общества. Однако отсюда еще не следует, что нельзя говорить о социальном носителе общественного сознания. Будучи связанным с 'индивидами, осуществляясь и развиваясь только через них, общественное сознание есть реальность по отношению к индивидуальным сознаниям.
Носителем или субъектом общественного сознания в классовом обществе выступают те или иные классы, социальные группы. При социализме и коммунизме носителем общественного сознания выступает народ в целом.
Общественное и индивидуальное сознание различаются и по своему содержанию. Каждый в отдельности индивид ограничен конкретными условиями своей жизни и деятельности, ближайшей жизненной средой, и потому он не в состоянии охватить своим сознанием все общественное бытие. Это оказывается под силу лишь классу, обществу в целом.
Общественное сознание, будучи продуктом духовного творчества целых классов, является - в сравнении с индивидуальным сознанием - более разнообразным, богатым по содержанию духовным образованием. При этом следует учитывать еще и то, что индивидуальное сознание формируется каждой личностью заново, в то время как общественное сознание передается по наследству от одного поколения к другому. По этой причине индивидуальное сознание неизбежно оказывается уже по своему объему, беднее по содержанию, чем сознание общественное.
Общественное сознание, таким образом, есть понимание действительности определенным классом, социальной группой или обществом в целом и отношение к ней.
При анализе общественного сознания в социологическом плане главное внимание обращается на субъект отражения. И такой акцент ни в коей мере не отрицает необходимости изучения данного явления в гносеологическом плане как отражения общественного бытия. Напротив, определение общественного сознания по его субъекту лишь дополняет определение по объекту отражения. И это дополнение, на наш взгляд, весьма существенно, ибо позволяет перейти от самой общей характеристики общественного сознания как отражения общественного бытия к пониманию его места и роли в обществе. Известно, что сила идей, взглядов, представлений лежит не столько в них самих, сколько в их носителях и тех, кто их разделяет, руководствуется ими, поэтому и важно анализировать общественное сознание в плане социологическом, с учетом его носителей - субъектов.
В различные исторические эпохи различны и носители общественного сознания, а в связи с этим неодинакова и роль сознания в жизни людей. И чтобы раскрыть эту роль, важно анализировать различные виды или типы общественного сознания.
Многоплановый подход к общественному сознанию очень важен и при анализе его структуры. Он позволяет раскрыть многообразие элементов общественного сознания, их взаимосвязь, а тем самым глубже понять и самое явление.
Структура общественного сознания, анализируемая в гносеологическом аспекте, выступает прежде всего в виде двух уровней: обыденного сознания и сознания теоретического. Обыденное сознание порождается эмпирическими условиями жизни общества. В нем выражаются повседневные нужды и потребности людей. В. И. Ленин, подчеркивая особенности обыденного сознания, писал: «Каждый отдельный производитель в мировом хозяйстве сознает, что он вносит такое-то изменение в технику производства, каждый хозяин сознает, что он обменивает такие-то продукты на другие, но эти производители и эти хозяева не сознают, что они изменяют этим общественное бытие». Их сознание ограничено эмпирическими условиями бытия. Сознание, ограниченное повседневными рамками жизни людей, и есть обыденное сознание.
В отличие от обыденного теоретическое общественное сознание выходит за рамки эмпирических условий бытия людей. Оно стремится выразить сущность общественных явлений. К примеру, материалистическое понимание истории, разработанное Марксом и Энгельсом, является теоретическим общественным сознанием рабочего класса. Качественное различие между обыденным сознанием и сознанием теоретическим состоит, следовательно, в том, что первое как бы останавливается на поверхности явлений, его обобщения неглубоки, а второе стремится проникнуть в самую сущность явлений, раскрыть закономерности их существования и развития. Поэтому обыденное и теоретическое сознание образуют как бы" два уровня или два слоя общественного сознания.
Данные уровни общественного сознания различаются между собой и по формальному признаку. Как обыденное, так и теоретическое сознание всегда есть обобщение. Но теоретическое сознание - это обобщение более высокого порядка, чем сознание обыденное, и оно выступает в виде определенной концепции, системы взглядов. Обыденное же сознание не оформлено в стройную систему взглядов и представляет собой совокупность трудовых и иных навыков людей, традиционных представлений, знаний. В этом сознании факты накапливаются и классифицируются по внешним признакам, оцениваются с точки зрения повседневных нужд человека.
Обыденное сознание и сознание теоретическое постоянно взаимодействуют между собой. Каждому типу общественного сознания присуще определенное соотношение между данными уровнями сознания. Анализ структуры общественного сознания в гносеологическом плане предполагает выяснение как специфики каждого из уровней, так и их соотношения, закономерностей взаимодействия.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam