Наука и техника Наука и техника - Специфические формы
  20.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Специфические формы
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Специфические формы
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
17.07.2010 г.
Общественное сознание, анализируемое в гносеологическом плане, выступает далее в виде форм познания, различающихся между собой по предмету отражения и по способу отражения. В настоящее время имеется обширная литература, где дана характеристика политического сознания, правосознания, нравственного сознания и других форм общественного познания. Можно сказать, что представление о структуре общественного сознания сложилось в основном в связи с анализом  различных его форм.
 
Дает ли представление о структуре общественного сознания подразделение последнего на специфические его формы? Безусловно, дает. В зависимости от предмета отражения, каким выступают те или иные стороны действительности, от  способов отражения, обусловленных познавательными способностями людей, в общественном мотании выделяются определенные формы, обладающие специфическими чертами. Вряд ли нужно сейчас доказывать необходимость анализа структуры общественного сознания в зависимости от предмета отражения я способов отражения, т. е. в плане гносеологическом. Подразделение общественного сознания на уровни в зависимости от глубины (полноты) отражения и на соответствующие формы в зависимости от предмета и способов отражений является лишь одной из его структур. Ее можно назвать структурой первого порядка, выражающей специфику общественного сознания как отражения общественного бытия. Но специфика общественного сознания не исчерпывается лишь тем, что оно является отражением общественного бытия. Поэтому и структура его не сводится к структуре первого порядка.
Сознание есть единство отражения действительности и отношения к ней. Но не во всех духовных образованиях эти моменты выражены в равной мере. Например, «в потребностях и эмоциях, - пишет В. Н. Мясищев, - выступает на первый план отношение человека. Эти и подобные им понятия имеют предметное содержание, отражаемое сознанием человека. Далее необходимо говорить, что содержанием понятий потребности, страсти, чувства, интереса является не внешний предмет, а сама потребность, страсть, чувство, интерес, и они не только отражают объективную действительность, а существуют как психическая жизнь, как отношение, направленное па те пли иные объекты. Таким образом, в потребностях и чувствах «есть» отражение и отношение, но главным и определяющим здесь является отношение».
Аналогичное положение имеет место и в общественном сознании. Например, при анализе специфики такого образования сознания, как общественное мнение, момент отражения не имеет первостепенного значения. Дело в том, что формирующемуся мнению всегда предшествуют факты общественной жизни, относительно которых складывается мнение, и представления об этих фактах; оно формируется на основе определенных взглядов, установок социальных групп, их традиций, обычаев и т. д. Поэтому специфика общественного мнения состоит не в том, что оно есть отражение действительности (это само собой разумеется), а в том, что на основе уже имеющихся у людей взглядов и представлений оно выражает отношение, т. е. активно воздействует.
При рассмотрении структуры общественного сознания в его гносеологическом аспекте мы не сможем найти в ней места для общественного мнения, ибо оно формируется на уровне и обыденного и теоретического сознания, проявляется и в политике, и в нравственности, и в искусстве, и в других формах общественного сознания, не выступая специфической формой наряду с ними. Уже на этом примере можно видеть, что рассмотрение структуры сознания лишь в гносеологическом аспекте является недостаточным. ОБ должен быть дополнен анализом в социологическом аспекте.
Анализ роли общественного сознания в жизни людей, выполняемых им функций, позволяет обнаружить иную его структуру. В этом случае общественное сознание подразделяется на вполне реальные образования уже в зависимости не от предмета и способов отражения, а от выполняемых им идеологических, познавательных, эстетических « иных социальных функций. Здесь обнаруживаются и иные структурные элементы общественного сознания и взаимозависимости между ними.
В гносеологическом аспекте простейшими структурными элементами сознания выступают ощущения, восприятия, представления, понятия и подобные им чувственные, волевые и рациональные образования. В социологическом же аспекте ими выступают знания, мнения, убеждения, нормы, символы, ценности. Каждый из этих элементов имеет определенное значение в деятельности людей и зависит от той социальной нагрузки, которую оно несет. Скажем, с помощью знаний, фиксирующих представления о явлениях и закономерностях объективного мира, осуществляется разнообразная деятельность людей. Взаимоотношения людей осуществляются с помощью социальных норм. Последние определяют границы проявления человеческой активности, предписывая или запрещая то или иное поведение. Или, скажем, ценности выступают как цели и идеалы людей. Посредством ценностей люди органически соединяются с жизнью общества. Ценности выступают регулятором деятельности как отдельной личности, так и социальных групп, классов, поддерживают нормы поведения людей, определяют важность и необходимость использования знаний в обществе и выполняют другие функции.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam