Наука и техника Наука и техника - Правосознание как особый вид общественного сознания
  12.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Правосознание как особый вид общественного сознания
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Правосознание как особый вид общественного сознания
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
17.07.2010 г.
Деятельность в области права, так же как религиозная, художественная, научная и другие ее виды, послужила основанием для становления соответствующих структурных образований общественного сознания. Поэтому причины появления тех или иных духовных образований следует искать прежде всего в общественных потребностях людей и соответствующих видах деятельности, направленных на удовлетворение этих потребностей.
Скажем, правосознание как особый вид общественного сознания вызван к жизни такой социальной потребностью классового общества, как необходимость правового регулирования общественных отношений. Не будь этой потребности, не возникло бы ни право, ни правосознание. Данная потребность обусловлена возникновением частной собственности на средства производства и делением общества на классы. И суть ее сводится к тому, что господствующий класс свою фактическую экономическую и политическую власть в обществе стремится закрепить юридически, свою волю утвердить в качестве общеобязательной для всех членов общества. Его воля принимает форму юридических норм, создаваемых государством и охраняемых принудительной силой последнего. Юридические нормы создаются в соответствии с правосознанием господствующего класса. Поэтому потребность в юридических нормах есть вместе с тем и потребность в правосознании. Последнее представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений о праве, его оценку. Правосознание выражает идею правовой нормы, закона; оно влияет на применение закона, т. е. на его истолкование, определение наказания. Правосознание как специфический вид сознания можно рассматривать лишь в связи с правовой деятельностью.
Однако, как ни важно учитывать влияние разделения труда на структуру общественного сознания, одного этого еще недостаточно. Дело в том, что, принимая во внимание различные виды духовной деятельности, мы можем составить представление о структуре сознания лишь с точки зрения его производства, т. е. по продуктам определенных видов духовной деятельности. Это даст нам статическую структуру общественного сознания. Но ведь сознание вырабатывается для того, чтобы распространить его в массах, воплотить в реальных отношениях между людьми. В процессе же усвоения массами и воплощения в реальных отношениях сознание претерпевает большие изменения как по содержанию, так и по структуре. Далеко не все из выдвинутых идей воплощаются в реальных отношениях. Кроме того, идеи взаимодействуют и взаимопроникают в процессе активного воздействия на жизнь общества; в результате складывается весьма динамическая структура сознания, во многом отличающаяся от статической структуры. Поэтому более полное представление о структуре сознания можно составить на основе анализа структуры общественных отношений.
Общественное сознание объективируется в общественных отношениях: наглядным примером этого служат идеологические отношения. Политические, нравственные и иные идеологические отношения позволяют судить и о реализующихся в них идеях и взглядах. Другими словами, по структуре общественных отношений мы можем в известной мере судить и о структуре общественного сознания.
Выдвинутый принцип подхода к анализу структуры общественного сознания позволяет понять место в структуре сознания и таких образований, как классовые, национальные и групповые сознания, так как названные духовные образования выступают формой выражения и реализации классовых, национальных и групповых отношений.  
Зависимость структуры общественного сознания ел общественных отношений сказывается через интересы людей, ибо отношения между людьми проявляются как отношения интересов. Так, на основе объективного положения класса в обществе и уровня потребностей складываются его интересы, которые существуют независимо от того, сознают ли эти интересы его члены или отдельные представители, т. е. существуют объективно. Логика развития любого класса такова, что интересы рано пли поздно, адекватно или не адекватно осознаются его членами. Осознание их осуществляется в процессе практической деятельности класса, реальных отношений данного класса с другими классами. Осознанные интересы в виде определенных идей и взглядов становятся идеальными побудительными мотивами деятельности, реальных отношений членов класса.
Все социальные отношения (а не только экономические) выступают как отношения интересов. Отсюда следует, что анализ социальных отношений есть вместе с тем анализ взаимоотношений интересов между классами и другими социальными группами, нациями, обществом и личностью и т. д., есть анализ их объективного содержания и осознания людьми.
Поскольку сложившаяся в обществе система деятельности и общественных отношений выступает реальным основанием существования духовных образований, то выяснение структуры сознания в связи с анализом видов деятельности людей и их общественных отношений можно также рассматривать как один из важных методологических принципов марксистской философии.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam