Наука и техника Наука и техника - Отождествление форм
  20.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Отождествление форм
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Отождествление форм
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
17.07.2010 г.
Отождествление форм общественного сознания с формами идеологии приводит не только к исключению из первых социально-психологических образований, но и к ограничению многообразия форм сознания. Нередко такое духовное явление, как наука, не рассматривается в качестве специфической формы общественного сознания. Такое ограничение многообразия форм сознания вызывает возражение, и в связи с этим поднимается вопрос о соотношении форм общественного сознания и форм идеологии.
Возражение совершенно справедливое, ибо общественное сознание не сводится к идеологии. Формы общественного сознания многообразнее идеологических форм, и последние не тождественны первым.
В работах, посвященных анализу проблем общественного сознания, выясняется, что же обозначается понятием «форма общественного сознания». Так, в монографии, написанной работниками кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ, указывается: «Понятием «форма общественного сознания» обозначается определенное идейное содержание, обусловленное объектом отражения (отличие, например, политической идеи от правовой), и определенный способ отражения (отличие, например, философии как понятийного отражения, от искусства как образного отражения)».
Здесь сформулирован ответ на вопрос, что же подразумевается под «формами общественного сознания. Как можно видеть, при их характеристике речь идет главным образом о содержании тех или иных идей и взглядов, а также о различиях между ними по способу отражения. Приведенное толкование анализируемого понятия позволяет поставить и ответить на вопрос, соответствует ли такое понятие тому, что им «обозначается».
Нет, не соответствует, поскольку им обозначаются не только различия по «форме», но прежде всего различия по «идейному содержанию». Различающиеся между собой идеи и взгляды по своему содержанию (качеству) называть «формами сознания» нелогично. Само название должно указывать на имеющиеся между идеями, взглядами, представлениями различия по содержанию. Если уж говорить о соотнесении понятия «форма сознания» к тому, что им «обозначается», то оно может относиться лишь к «способу отражения». В таком случае употребление данного понятия было бы оправдано. Содержание духовных явлений, как и материальных, оформлено, и они действительно различаются по «способу отражения». В общепринятом же употреблении понятие «форма» обозначает и содержание сознания и собственно форму. И это не может не вызывать возражений.
Г. М. Гак не соглашается с распространенным пониманием форм общественного сознания и пытается определить их более строго.. «Анализ специфики разных форм общественного сознания, - пишет он, - обычно сводят к выяснению специфики предмета той или иной идеологической области: политического учения, правовой теории, философии и т. д.», в то же время как «псторико-материалистическое рассмотрение форм общественного сознания обязывает показать, что в разных формах общественного сознания отражаются экономическая структура, ее разные стороны». Если мы намерены, скажем, раскрыть специфику морали как формы сознания, то надо рассмотреть ее как отражение экономической структуры и указать, что и как она отражает.
Приведенные высказывания позволяют судить, что Г. М. Гак пытается вложить более соответствующий смысл в понятие «форма общественного сознания». Но можно ли рассматривать описанные Г. М. Гаком в его монографии политическое сознание, правосознание, нравственность, религию, искусство и философию как формы общественного сознания? Нам думается, что в строгом смысле слова нельзя их принимать за формы общественного сознания. И вот почему. Г. М. Гак при рассмотрении форм сознания во главу угла поставил объект отражения и показал, что, скажем, политическое сознание есть наиболее непосредственное отражение экономических отношений, а нравственное сознание лишь в конечном счете отражает экономическую структуру, что политическое и правовое сознание существует постольку, поскольку экономические отношения имеют классовую структуру, в то время как моральное сознание не связано обязательно с классовой структурой экономических отношений. Все это очень важно для понимания духовной жизни общества. Но ведь по замыслу речь должна идти о «формах» сознания, т. е. о структуре продуктов осознания бытия, а здесь рассматривается вопрос об объекте отражения, о специфике отражения. И формы, проанализированные в книге, являются скорее не формами сознания, а формами познания.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam