Наука и техника Наука и техника - Отношение человека к мнению коллектива
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Отношение человека к мнению коллектива
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Отношение человека к мнению коллектива
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
02.05.2010 г.
Наличие многих коллективов, в которых живет человек, сказывается на его воспитании. Разнообразие отношений, связей способствует гармоничному развитию личности, достижению полноты жизни. Вместе с тем целенаправленное воспитание невозможно без слаженности, согласованности многих коллективов в своих требованиях к поведению человека.
Отсутствие такой согласованности может порождать раздвоенность в сознании и поведении. Так, замечено, что далеко не у каждого человека складываются твердые убеждения в необходимости соблюдения социальных норм, если требования к поведению в коллективах, в которых он живет, резко различаются между собой. Больше того, если такие убеждения и сложились, то при переходе из коллектива с высокими требованиями в коллектив с заниженными требованиями они лишаются своей опоры и могут потерять характер обязательности.
Отношение человека к мнению коллектива может быть различным. Наибольшее влияние может оказать такое мнение, которое учитывает и общие интересы коллектива и личные интересы каждого из его членов. Влияние коллективного мнения на человека объясняется тем, что оно заставляет его признать превосходство коллективных суждений, их правоту и вызывает у него чувства и желания быть достойным членом коллектива.
Мнение отдельного коллектива является связующим звеном между мнением общества в целом и личностью. Для личности коллективное мнение выступает не просто как мнение данного коллектива, а как общественное мнение. И оно в действительности является таковым, поскольку коренные интересы коллектива и общества в целом являются общими. Общность интересов приводит к тому, что общественное мнение формируется в процессе взаимодействия коллективных мнений, а последние впитывают в себя содержание общественного мнения и находят у него поддержку.
Правильная оценка поведения человека должна включать как осуждение, так и поддержку того хорошего, достойного, что было у него в жизни. Необходимость сочетания положительной и отрицательной оценок поведения личности подкрепляется специальным психологическим анализом данных педагогической практики. Эти исследования показали, что эмоциональные реакции личности на воздействия положительной и отрицательной оценок, выраженных общим мнением, обусловливаются «не столько применением каждой из указанных форм оценки в отдельности, сколько характером их комбинирования».
Под влиянием одобрения или осуждения, выраженного общественным мнением, происходит формирование и изменение жизненной ориентации или установки личности, которая характеризуется психологами как готовность воспринимать явления и факты действительности определенным образом, в зависимости от предшествующих восприятий.
Социологи рассматривают установку как предрасположение к восприятию социальных явлений в определенном направлении, с определенных позиций, как стремление к достижению определенных целей и идеалов, как ориентацию на те или иные ценности.
Влияние общественного мнения на установку личности проявляется и через выраженные в нем цели и идеалы общества и через непосредственное отношение общественного мнения к той или иной личности, вступившей в конфликт с интересами коллектива, общества в целом. Человек, нарушивший социальные нормы, поддерживаемые общественным мнением, подвергается осуждению со стороны коллектива, общества. Общественное осуждение вызывает, несомненно, перестройку установки личности.
Социально-психологические исследования показывают, что далеко не каждый случай публичного осуждения общественным мнением поступков человека приводит к быстрому перелому в его сознании. Иногда такое осуждение вызывает у него лишь обидную досаду, которая не переходит в чувство стыда и не ведет к раскаянию. И вес же в большинстве своем осуждение со стороны общественного мнения заставляет нарушителя социальных норм подчиниться требованиям коллектива. Это подчинение на первых порах может носить внешний характер, но оно уже есть определенный шаг на пути к исправлению. Дело в том, что принятие коллективных требований к исполнению под контролем общего мнения ведет к накоплению морального опыта, а последний, как правило, рано или поздно приводит и к внутреннему осознанию справедливости требований коллектива.
Анализ влияния коллективного мнения на сознание личности показывает, что отдельная личность, как правило, смотрит на мир, оценивает факты и события независимо от того, осознает она это или нет, глазами коллектива. Уровень, характер коллективного сознания оставляет, пожалуй, самый глубокий след в индивидуальном сознании. Коллектив по отношению к личности выступает ее непосредственным учителем и воспитателем. Поэтому-то коллективное сознание и может играть роль связующего звена между общественным сознанием и сознанием индивидуальным.
Процесс проникновения содержания общественного сознания в индивидуальное есть, с одной стороны, сознательно направляемый, поскольку осуществляется через образование и воспитание, идеологическую деятельность, а с другой - стихийный процесс. Влияние окружающей человека среды во многом неконтролируемо. А ведь социальное окружение, среда, конкретные обстоятельства жизни «в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства».
Отсюда следует, что формирование индивидуального сознания в условиях социализма все больше и больше должно подпадать под контроль общества, а воспитание, как ведущий фактор воздействия на личность, важно органически слить с переделкой самих обстоятельств жизни людей, совершенствованием общественных отношений, особенно в ближайших коллективах, где происходит становление личности.
Формирование и развитие коллективного сознания осуществляется на основе укрепления отношений внутри коллектива. И чем богаче и разнообразнее эти отношения, тем быстрее формируется индивидуальное сознание человека, тем оно богаче и разнообразнее. В коллективе, следовательно, заложен источник духовного богатства личности. Но в нем же коренятся и причины изъянов в ее сознании, состоящие в неразвитости коллективистских отношений.
Таким образом, формирование сознания людей предполагает деятельность по совершенствованию всех общественных отношений в коллективах, строгий контроль за неукоснительным соблюдением принципов социализма во всех сферах жизни.
Содержание общественного сознания усваивается людьми по-разному, между общественным и индивидуальным сознанием возможны противоречия. Формы проявления этих противоречий разнообразны, как разнообразны вызвавшие их причины. Поэтому при воспитании нового человека важно выяснять формы проявления противоречий между данными видами сознания, а главное - вскрывать причины существующих противоречий, чтобы преодолевать их.
Из характера связи между индивидуальным и общественными видами сознания следует вывод о необходимости конкретности в воспитании. При этом важно учитывать, какие цели ставятся в воспитании, каких результатов стремится достичь тот или иной коллектив. Общие цели и задачи воспитания нового человека определены Программой партии. Однако в каждом отдельном коллективе в зависимости от его состава, от уровня сознания, от специфических условий жизни общие задачи воспитания выступают в конкретной форме.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam