Наука и техника Наука и техника - Процесс осознания
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Процесс осознания
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Процесс осознания
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
17.07.2010 г.
Г. М. Гак не усматривает различий между сознанием и познанием и возражает тем, кто проводит такое различие. Поэтому для него формы познания и есть формы сознания. Не вдаваясь в рассмотрение вопроса о сознании и познании, требующего специального анализа, отметим, что прял ли можно отрицать, что сознание допустимо рассматривать и как процесс осознания, и как его результат, поэтому вполне допустимо и употребление понятия «познание» применительно к процессу осознания, хотя самое понятие еще недостаточно определено.
Психическое, его высшая форма - сознание есть процесс отражения, деятельность субъекта; в своем же отношении к объекту отражения оно выступает как идеальное. Характеристика психического как идеального, замечает С. Л. Рубинштейн, «относится, собственно, к продукту или результату психической деятельности - к образу или идее в их отношениях к предмету или вещи... Противопоставляться материальному психическая деятельность может лишь в качестве духовной, поскольку она оказывается насыщенной идейным содержанием, приобретенным в процессе общественно организованного познания».
Если процесс достижения истины выступает как познание, то результат познания, или, как говорит С. Л. Рубинштейн, «идейное содержание», приобретенное в процессе познания, есть сознание. Это согласуется с классической трактовкой сознания как осознанного бытия3.
Попытка уточнить понятие «форма общественного сознания» привела Г. М. Гака к выделению общественных форм познания, хотя он по-прежнему называет их формами сознания.
Попытку уточнить понятие «форма общественного сознания» предприняли Л. А. Зеленов и Ф. А. Селиванов; они рассмотрели отношение формы и содержания в общественном сознании и пришли к выводу, что отношения между общественным сознанием и отдельными видами сознания - политическим, нравственным, философским и другими - не выступают как отношения между содержанием л формой, так как форма есть выражение содержания, способ его бытия, а ни один из названных видов сознания не является способом бытия общественного сознания. Л. А. Зеленов и Ф. А. Селиванов утверждают, что «политические идеи, эстетические взгляды, этические убеждения и т п. следует относить к общественному сознанию, определяя их как элементы общественного сознания, или как политическое, эстетическое, этическое и т. д. сознание, и па этом основании неправомерно определять их как формы общественного сознания».
В таком случае что же следует понимать под «формами общественного сознания»? По их мнению, «формы общественного сознания - это продукты материального воплощения, объективизации в материальных средствах выражения различных частей сознания, это объективированное (т. е. воплощенное в объективном) общественное сознание».
В .качестве основания для такого вывода они приводят положения о том, что к общественному сознанию следует относить лишь то, что не является материальным, и что идеи, взгляды, убеждения, верования и другие духовные образования обладают объективным существованием, только будучи материально оформленными. Но самое материальное оформление не относится к общественному сознанию.   Они подчеркивают,  что неверно  относить, к примеру, художественные произведения или поступки людей к общественному сознанию. «По отношению к эстетическому сознанию художественные произведения выступают как форма бытия эстетического сознания, по отношению  к этическому сознанию поступки,  обычаи и пр. выступают как форма бытия этического сознания и т. д.».
Конечно, если иметь в виду не процесс познания, а именно его результат, сознание как осознанное бытие, то, действительно, воплощением духовного могут выступать лишь материальные образования. Но следует ли эти материальные образования называть «формами общественного сознания»? Такой вопрос неизбежно встает по прочтении названной статьи.
В самом деле, художественные произведения, поступки людей, обряды и т. д. есть единство объективного и субъективного. В них духовное содержание и материальная форма слиты. Если к общественному сознанию следует относить лишь то, как пишут авторы статьи, что не является материальным, то почему же они относят только к форме сознания произведения искусства, поступки людей, обряды и т. д., где есть и идеальное? Эти ученые впадают в явное противоречие в своих суждениях.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam