Наука и техника Наука и техника - Общественные отношения
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Общественные отношения
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Общественные отношения
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
17.07.2010 г.
Виды общественного сознания в реальной жизни непосредственно связаны с общественными отношениями. Структура последних, в особенности надстроечных отношений, и позволяет объективно судить о разнообразных видах общественного сознания.
Вопрос о структуре общественных отношений в социологической литературе не получил еще должной научной разработки, но внимание к нему все больше возрастает. Основные положения, обосновывающие диалектико-материалистический подход к анализу системы общественных отношений, даны в трудах классиков марксизма-ленинизма. 
В их трудах общественные отношения подразделяются прежде всего на два типа: на отношения людей к природе и на отношения между людьми. Их основная идея относительно структуры общественных отношений сводится к следующему: «...общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми, складывающимися помимо воли и сознания человека, как (результат) форма деятельности человека, направленной на поддержание его существования».
Идеологические отношения в отличие от материальных, формирующихся помимо воли и сознания людей, прежде чем сложиться, проходят через сознание людей. В этом состоит особенность надстроечных отношений, рассматриваемых с точки зрения их происхождения.
Относительно понимания идеологических отношений высказываются противоречивые мнения. В одном случае их относят к сфере сознания (поскольку они идеологические) и отрицают реальное существование их вне сознания. Об этом можно судить, например, по определению такой категории исторического материализма, как надстройка общества. Среди элементов надстройки не называются идеологические отношения. Содержание надстройки сводится к политическим, нравственным и иным идеям и соответствующим им учреждениям. В другом случае отдельные виды идеологических отношений включаются в категорию общественного бытия. Это касается главным образом политики, относительно которой утверждается, что она есть сфера практической жизни, оказывающая непосредственное влияние па мораль, философию и другие формы сознания, и на этом основании может быть отнесена к общественному бытию.
Взгляд на политику как сферу общественного бытия не получил распространения, что же касается растворения идеологических отношений в общественном сознании, то такая точка зрения распространена довольно широко, что свидетельствует о трудностях в понимании отношений данного вида.
Вопрос об идеологических отношениях, их природе, реальном проявлении в жизни нуждается в специальном обсуждении, которое и позволит всесторонне его осветить. Поэтому высказанные здесь суждения не претендуют на сколько-нибудь полное его решение. Идеологические отношения, представляя собой выражение материальных отношений, суть реальные, вне сознания существующие отношения. Об их реальности говорят действия, поступки людей. Практические действия в политической, нравственной и иных сферах жизни выступают объективной стороной идеологических отношений. Идеологические отношения, как уже отмечалось, при своем складывании проходят через сознание людей. Идеи и взгляды направляют формирование соответствующих отношений, и в этом смысле можно говорить о духовности последних. В гносеологическом плане идеологические отношения противостоят материальным. Но идеологические отношения, анализируемые в плане социологическом, не противостоят материальным и являются, как и материальные, объективными отношениями, существующими вне сознания людей. Например, политические идеи и взгляды выступают побудительными мотивами при формировании отношений между классами, касающимися вопросов государства, но сформировавшиеся при этом политические отношения не исчерпываются вызвавшими их мотивами, а представляют собой практическую борьбу классов. В антагонистическом обществе борьба классов за власть есть явление вполне объективное. По своему проявлению политические отношения, являясь идеологическими, не отличаются от экономических отношений как отношений материальных.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam