Наука и техника Наука и техника - Анализ общественных отношений
  12.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Анализ общественных отношений
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Анализ общественных отношений
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
17.07.2010 г.
Анализ общественных отношений только в плане отражения неизбежно приводит к тому, что идеологические отношения (если даже они и не растворяются в сознании, а признаются как реальные) рассматриваются как момент, пли как сторона, пли как форма других отношений.
Если идеологические отношения лишь сторона или форма иных отношений, а «иными» являются только материальные, то все многообразие общественной жизни сводится к материальным отношениям. Вряд ли такое сведение будет правильным.
Идеологические отношения нередко ставятся в полную зависимость от идей и взглядов. Так, А. В. Дроздов и С. С. Батенин, показывая зависимость идеологических отношений от сознания, пишут: «Зависимость от сознания выражается в том, что идеологические отношения, во-первых, не могут формироваться стихийно. Они возникают только после того, как людьми осознается, под влиянием материальных потребностей, необходимость их создания. Во-вторых, эти отношения строятся людьми в соответствии с определенными идеями, и при этом настолько, что являются результатом их практического воплощения».
Утверждение о сознательном характере формирования идеологических отношений слишком категорично. Оно постулировано из положения, что идеологические отношения при своем складывании проходят через сознание людей, но из него высказанное суждение с такой неизбежностью не следует. Формирование идеологических отношений действительно связано с сознанием, но возникают они не из сознания, а из материальных отношений. Идеологические отношения, как и сознание в целом, есть порождение и выражение материальных отношений. Надстроечные отношения с рождением каждой новой эпохи складываются нередко стихийно, а когда они уже сложились, их воспроизведение осуществляется сознательно. Вот здесь и возникает потребность у общества в идеях, взглядах, теориях, ибо оно нуждается в организации отношений, их регулировании. К примеру, борьба рабочего класса против буржуазии возникла сразу же с рождением капитализма. Она захватывала и сферу политики, но носила стихийный характер. Нельзя сказать, чтобы рабочие, вступая в политическую борьбу, не руководствовались сознанием. Нет, они им руководствовались, но их сознание было еще тред-юнионистским, т. е. буржуазным. Оно не выражало коренных интересов класса, и борьба не направлялась им к ясной и определенной цели - завоеванию диктатуры пролетариата. Стихийность политической борьбы (идеологических отношений) могла быть преодолена путем внесения социалистических идей в сознание рабочего класса. Соединение социализма с рабочим движением положило начало развертыванию сознательной политической борьбы рабочего класса. Следовательно, сознательное формирование идеологических отношений предполагает не вообще сознание, с которым люди вступают в отношения, а такое сознание, которое вытекает из их объективного положения в системе материальных отношений и выражает коренные интересы.
Общественная жизнь представляет собой многостороннюю деятельность людей, и прежде всего деятельность по производству материальных благ. В процессе деятельность. Михайлов, раскрывая общество как систему, выделил в нем основные сферы общественной жизни и главные общественные явления в каждой из сфер. Не вдаваясь в рассмотрение предложенной системы по существу, следует заметить, что структурный анализ общества является плодотворным, он позволяет проанализировать как основные сферы деятельности людей, так и связанные с ними отношения деятельности люди вступают в многообразные отношения между собой и с природой, а отношения, в особенности надстроечные, вызывают потребность в идеях и взглядах. Не идеи и взгляды определяют отношения, а, напротив, деятельность и отношения, чтобы нормально функционировать, вызывают их к жизни. Идеи и взгляды, обслуживая деятельность (и отношения), выполняют самые разнообразные функции: познавательные, защиты интересов, мировоззренческие, воспитательные и многие другие. Специфика идей и взглядов, их структура определяется общественными отношениями, их структурой.
Какова же структура идеологических общественных отношений, позволяющая судить о видах общественного сознания? Надстроечные (идеологические) отношения подразделяются на две группы: а) отношения между людьми и б) отношения людей к явлениям природы и общества. В первую группу включаются производные от экономических отношений: нравственные, политические и правовые отношения. В общественном сознании им соответствуют нравственные, политические и правовые представления и взгляды. Вторую группу составляют производные от материальных отношений (между людьми и людей к природе) религиозные и эстетические отношения. Им соответствуют религиозные и эстетические (художественные) представления и взгляды.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam