Наука и техника Наука и техника - Представления о структуре
  19.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Представления о структуре
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Представления о структуре
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
17.07.2010 г.
Представления о структуре сознания, составленные на основании соотнесения идей и взглядов с надстроечными общественными отношениями, не могут, конечно, дать полного представления о ней. В этом случае из структуры исключаются те духовные образования, которые непосредственно связаны с материальными общественными отношениями. Строго говоря, материальные отношения в конечном счете порождают все многообразие общественного сознания, и последнее связано с ними.
Но существующие между ними связи многостепенны. 
Хорошо известны мысли Энгельса о том, что политика, право, искусство и т. д. находятся на различном удалении от материальной экономической основы. К числу идеологий более высокого порядка, т. е. более удаленных от материальной экономической основы, он относил философию и религию. К мысли о разнопорядковой связи духовных образований с общественным бытием Энгельс возвращался неоднократно. Так, в письме к К. Шмидту от 27 октября 1890 г. он разъяснял, говоря о влиянии экономики на философию, что «экономика здесь ничего не создает заново, но она определяет вид изменения и дальнейшего развития имеющегося налицо мыслительного материала, но даже и это она производит по большей части косвенным образом, между тем как важнейшее прямое действие на философию оказывают политические, юридические, моральные отражения».
Все духовные образования, в той или иной мере удаленные от материальной экономической основы, связаны с определенными надстроечными отношениями и составляют субъективную сторону последних. Но существуют и такие духовные образования, которые не только отражают материальные отношения (в принципе все общественные идеи и взгляды вырастают на их основе), но и непосредственно связаны с ними. Примером тому могут служить экономические взгляды, воздействующие на производственные отношения между людьми.
Подход к пониманию структуры общественного сознания через рассмотрение системы общественных отношений позволяет определить в структуре сознания и место взглядов о природе. Как и отношения между людьми, отношения к природе многообразны. Их виды в должной мере еще не систематизированы, но соответствующие попытки предпринимаются.
Среди отношений к природе на первый план выдвигается сам труд, преобразующий предметы и явления в целях удовлетворения материальных потребностей человека. Наряду с утилитарно-практическим отношением к природе и на его основе складываются отношения, направленные на удовлетворение духовных запросов людей. Примером тому служат эстетические отношения.
Каждый из видов отношений к природе вызывает к жизни определенные духовные образования. Так, практическое отношение людей к природе породило природоведение, представленное в древности разрозненными наблюдениями над явлениями окружающего людей мира и эмпирическими данными опыта, а в современную эпоху превратившееся в разветвленную систему теоретических и прикладных естественных наук.
В соответствии со структурой общественных отношений рассмотрим отдельные виды общественного сознания. Учитывая, что существует большая литература по вопросам нравственного сознания, эстетического, философского, религиозного и других видов, мы не намерены давать им сколько-нибудь полную характеристику. Кроме того, подробное описание видов сознания не входит в нашу задачу. Для нас главное - это обоснование важности методологического принципа рассмотрения структуры сознания в зависимости не только от предмета отражения, но и от структуры деятельности людей и их общественных отношений.
к природе он усматривает в том, что они носят оценочный характер. Такой характер носят и многие отношения между людьми, например нравственные отношения, поэтому по названному признаку нельзя отличить отношения к природе от отношений между людьми.
Автор статьи относит к материальным отношениям производственные отношения, а к надстроечным - политические, нравственные и правовые отношения и безапелляционно утверждает: «Других форм общественных отношений между людьми человеческое общество не знает» (стр. 278). Почему же не знает? Знает и другие. В. И. Ленин убедительно показал, например, что отношения по детопроизводству есть материальные отношения: они не сводятся ни к отношениям в процессе производства материальных благ, ни к надстроечным отношениям (см. В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 1, стр. 149—153). Надстроечные отношения также не сводятся к трем названным автором видам. К примеру, религиозные отношения, зародившись как отношения к природе, в классовом обществе приобретают характер отношений между людьми.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam