Наука и техника Наука и техника - Этические категории
  19.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Этические категории
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Этические категории
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
17.07.2010 г.
Для личности, вступающей в отношения с другими людьми, моральные нормы действительно выступают как предписания, в соответствии с которыми она обязана поступать. Для общества же нормы есть отношения, состоящие в соблюдении его интересов. Специфику отношений выражают этические категории. Так, важнейшая из них - «добро» означает, что человек своими действиями обязан способствовать достижению общего блага, творить добро.
Каждый индивид в процессе своей жизни входит в самые различные группы и общности людей и находится в постоянном общении с себе подобными. Поведение индивида, его поступки не могут не затрагивать интересы тех групп и общностей, членом которых он является. Поэтому-то в силу своей общественной природы люди и вступают в моральные отношения.
Универсальность моральных отношений, складывающихся в процессе общения людей, не означает, что они представляют собой лишь аспект общественных отношений, т. е. являются истолкованием производственных, политических и иных отношений с точки зрения этических категорий. Конечно, можно истолковывать отношения господства и подчинения как отношения безнравственные, но суть вопроса в том, что моральные отношения имеют свою специфику, что позволяет их анализировать наряду с другими надстроечными отношениями. Производственные отношения буржуазного общества, являющиеся отношениями господства и подчинения, порождают целый ряд надстроечных отношений, в том числе и моральные, через которые проявляется, реализуется сущность производственных отношений. Моральные отношения внутри классов и между ними составляют целую сферу жизни общества.
Рассматривая вопрос о моральных отношениях, важно иметь в виду особенности складывания надстроечных отношений. Все надстроечные отношения при своем складывании проходят через сознание людей. Они складываются в соответствии с определенными представлениями и взглядами, господствующими в обществе. Так в принципе складываются и моральные отношения.
Однако было бы неправильно абсолютизировать отмеченную особенность формирования надстроечных отношений, в том числе и отношений моральных. В первобытном   обществе   и в периоды   становления   других общественных формаций новые моральные отношения с необходимостью возникали из определенных экономических отношений. Всегда требуется время, в течение которого люди, осознают нормы своего поведения в соответствующих идеях и взглядах, принципах и правилах. Когда возникает нравственное сознание, то, действительно, моральные отношения складываются в соответствии  с представлениями людей  о добре и зле, чести, совести, справедливости и т. д. Нравственное сознание выступает необходимой стороной моральных отношений.
Чем же определяются нравственное сознание, его специфика? Ответ на этот вопрос мы находим у Энгельса. «...Люди, - писал он, - сознательно или бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение, т. е. из экономических отношений, в которых совершаются производство и обмен».
Энгельс пришел к этому выводу на основе анализа моральной жизни буржуазного общества, где каждый из трех классов - буржуазия, пролетариат и феодальная аристократия - имеет свою мораль.
В буржуазном обществе господствующее положение занимают капиталистические отношения и сохраняются в виде пережитков прошлых общественных формаций докапиталистические отношения. В нем же зреют и ростки будущих отношений, складываются предпосылки для перехода к социализму и за осуществление которого борется пролетариат в союзе с другими трудящимися массами. Сосуществующие в одном обществе «прошедшее, настоящее и будущее» выдвинули, по словам Энгельса, «три большие группы одновременно и параллельно существующих теорий морали».
Экономические отношения определяют в последнем счете все представления и взгляды об обществе. Именно в них заключен самый глубокий источник всего многообразия духовной жизни людей и на это обращает внимание Энгельс, обосновывая материалистический подход к анализу нравственного сознания. Однако ссылка на экономические отношения еще не объясняет специфику тех или иных взглядов и представлений, распространенных в обществе. Важно иметь в виду те отношения или звенья, которые лежат между экономикой и сознанием людей.
Экономические отношения определяют положение людей (классов и других общностей) в обществе, их социальные потребности. Последние в любом обществе носят объективный характер и выражаются в интересах. Интересы как раз и выступают теми явлениями в жизни людей, которые позволяют понять возникновение надстроечных отношений и специфику различных видов сознания. В самом деле, удовлетворение возникших интересов, осуществляющееся в деятельности людей, порождает разнообразные надстроечные отношения. В то же время реализация интересов необходимо предполагает их осознание, которое превращается в идеальный побудительный мотив деятельности людей и выступает стороной общественных отношений.
Интересы различаются по тем социальным потребностям, которые лежат в их основе. Они различаются и в зависимости от их носителей и могут выступать в виде индивидуальных (личных), коллективных (общих) и общественных. Специфика моральных отношений и сознания определяется особенностью интересов, различающихся в зависим ост от их носителей.
Человек как социальное существо является продуктом исторического развития. Сущностью его является совокупность общественных отношений, но существует он как отдельный индивид и имеет свои интересы, не всегда совпадающие с интересами общности, к которой он принадлежит. Между интересами  индивида и общности возникают противоречия. Как отмечали Маркс и Энгельс, «вместе с разделением труда дано и противоречие между интересом отдельного индивида или отдельной семьи и общим интересом всех индивидов, находящихся в общении друг с другом» - Противоречивость социального бытия общества и его членов вызвала потребность в сочетании интересов личности и общества (а конкретнее тех общностей:  семьи, рода,  племени, класса, нации и т. д., к которым личность принадлежит). Другими словами, вызвала потребность в нравственности, призванной  урегулировать  отношения  личных  и общих интересов.
Нравственность как явление включает в свое содержание прежде всего моральные отношения. В них сочетаются личные и общие интересы. В этом сочетании заинтересовано как общество, так и личность. Однако приоритет здесь принадлежит обществу как наиболее активной стороне в данном отношении. Это видно уже из того, что общество создает целую систему правил, моральных заповедей, призванных регулировать поведение личности. Заинтересован в сочетании интересов и отдельный индивид, ибо через обеспечение общих интересов только и возможно наиболее полное удовлетворение и его личных интересов. Заинтересованность в сочетании интересов обеих сторон вызывается несовпадением интересов. Если бы интересы личности и интересы общества полностью совпадали, то не было бы и потребности в их сочетании, а следовательно, не складывались бы и моральные отношения.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam