Наука и техника Наука и техника - О важности индивидуального подхода
  12.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow О важности индивидуального подхода
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
О важности индивидуального подхода
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
02.05.2010 г.
Важным принципом воспитания, также вытекающим из взаимоотношения общественного и индивидуального сознания, является индивидуальный подход. В процессе воспитания следует не только учитывать, скажем, профессиональные или возрастные особенности групп населения, не только условия жизни данного коллектива как целого, но и видеть в данном коллективе отдельного человека, на которого направляется идейное влияние.
Важность соблюдения этого принципа обусловлена, во-первых, своеобразием жизненного пути личности. Чтобы воздействовать на сознание того или иного человека, нужно знать его наклонности, личные интересы и т. д. Во-вторых, различием в уровнях индивидуального сознания. Последние требуют разнообразных приемов и средств воспитания. В-третьих, психологическими особенностями восприятия индивидуальным сознанием требований со стороны коллектива (общества) к личности.
Рассматривая вопрос о воспитании личности, следует, наконец, обратить внимание и на активность личности. В деятельности личности осуществляется усвоение, овладение содержанием общественного сознания. Она выступает не только объектом, но и субъектом воспитания, не только воспринимает идеи, взгляды, содержащиеся в общественном сознании, но и своей творческой деятельностью воздействует на последнее. Активность личности проявляется и в том, что она занимается самовоспитанием, т. е. сознательно стремится к тому, чтобы стать лучше, чтобы полнее сочетать свои интересы с интересами общества.
Важность познания диалектики общественного и индивидуального сознания диктуется, следовательно, не только потребностью изучения многообразных связей общественного сознания с другими общественными явлениями, но и чисто практическими потребностями воспитания личности
Диалектика общественного сознания - заключение
Исследование структуры общественного сознания как специфического явления жизни общества позволяет сделать ряд выводов.
1. При изучении общественного сознания следует шире использовать социологический анализ. Последний не исключает гносеологического анализа, а, напротив, опирается на него, выступая иным аспектом теоретического познания. Социологический анализ открывает возможность для познания тех структурных образований, которые не обнаруживаются при гносеологическом аспекте исследования, а главное, он позволяет проследить зависимость структуры сознания от деятельности людей и их общественных отношений.
2. Всестороннее исследование общественного сознания приводит к желаемым результатам лишь при конкретно-историческом подходе к изучаемому явлению. Этот подход при изучении структуры сознания в социологическом аспекте означает:
а) обращение к анализу сознания данного общества с присущим последнему определенным материальным производством и соответствующей социальной структурой, с определенной системой общественных отношений;
б) рассмотрение общественного  сознания как  продукта всей совокупности условий, оказывающих влияние на его возникновение и развитие, совокупности, определяющая роль в которой принадлежит материальным общественным отношениям;
в) выяснение убежденности и сознательности народных масс, т. е. того реального массового сознания, которое в каждый данный период времени побуждает их к деятельности.
3. Сложная структура общественного сознания определяется   главным   образом   многосторонней  деятельностью людей и теми общественными отношениями, с которыми она (деятельность) связана. Исторически структурные духовные образования выделялись по мере того, как у общества возникала потребность в определенных представлениях и взглядах, идеях и теориях в целях формирования и регулирования отношений людей к природе и между собой. Представления и взгляды, идеи и теории, различающиеся между собой по своему содержанию, непосредственно связаны с общественными отношениями, на обслуживание которых они направлены. Структура общественных отношений, в особенности надстроечных, позволяет судить о структуре общественного сознания как совокупности его различных видов.
4. Общество, на какой бы ступени своего развития оно ни находилось, заинтересовано в регулировании отношений, в защите своих интересов, в передаче социального опыта и т. д. и с этой целью организует «духовное производство». Со времени отделения умственного труда от труда физического сложились различные виды духовно-практической деятельности людей, направленной на производство и распространение идей и взглядов. Виды духовно-практической  деятельности людей  обусловили подразделение общественного сознания на соответствующие сферы, наделив последние определенными функциями.
5. Основными сферами общественного сознания выступают общественная психология, идеология и наука.
Общественная психология включает в себя политические, правовые, нравственные и иные представления и идеи, но не в форме теорий и систем взглядов, как это имеет место в идеологии, а главным образом в форме убеждений, верований, социальных установок на восприятие действительности и отношение к ней. Если в идеологии различаются идеи и взгляды прежде всего по их содержанию, то в общественной психологии на первый план выступают убеждения людей, т. е. то, насколько идеи и взгляды распространены среди масс, овладели сознанием последних. При этом, конечно, учитывается и содержательная сторона идей и взглядов, но как бы в снятом виде, главное же внимание переносится на их усвоение, на то, стали они глубокими убеждениями или нет, как они переживаются и проявляются в поступках людей, закрепляются в привычках, традициях и т. д. Социально-психологические образования разделяются целыми социальными группами, классами, нациями и другими общностями людей, поэтому данная сфера сознания выступает как массовое сознание. Общественная психология непосредственно направлена на практическую деятельность людей. Стимулирование людей к деятельности, или эмоционально-волевая функция, является основной среди выполняемых ею функций.
Специфика науки как всеобщего духовного продукта общественного развития проявляется в том, что она выступает высшей формой познания и играет роль важнейшего фактора общественного прогресса. Роль науки в обществе тем значительнее, чем глубже она проникает в массовое сознание, становится достоянием народа. Если капитализм отделяет науку от непосредственного труда, знания - от самих производителей, то социализм, напротив, вносит науку в повседневную жизнь людей и тем самым создает благоприятные возможности для ускорения общественного прогресса.
Все сферы общественного сознания тесно связаны друг с другом. Связь между ними реально проявляется во взаимопроникновении составляющих их элементов и взаимодополнении осуществляемых ими функций.
6. Виды и сферы сознания всегда являются образованиями  сознания  определенного  общества. Сознания данных обществ выступают как специфические типы, различающиеся между собой своим содержанием, строением, внутренними закономерностями развития. Типы сознания образуют структуру духовной жизни общества в его историческом развитии. Поэтому при исследовании духовной жизни важно выделять присущие ей типы общественного сознания. Виды, сферы и типы сознания суть устойчивые структурные образования, каждый из которых в свою очередь обладает своей внутренней и относительно постоянной структурой.
7. Реально   существующее   общественное  сознание в своем конкретном проявлении выступает и в форме определенных состояний. Последние составляют весьма подвижную, динамическую структуру, которую также нельзя не учитывать при исследовании общественного сознания. Поэтому конкретно-исторический подход к исследованию сознания требует анализа и его состояний.
Общественное сознание воздействует на жизнь общества в целостности. Не политические, нравственные, эстетические и иные идеи и взгляды в отдельности оказывают влияние на деятельность людей, а их сплав, который и выступает как определенное состояние сознания. Состояния суть целостные проявления общественного сознания. Их целостность состоит в том, что доминирующие в сознании идеи и взгляды, пронизывая все его содержание, придают последнему определенное качество. Если целостность общественного сознания позволяет характеризовать состояния с качественной стороны, то распространенность идей и взглядов, чувств и настроений, составляющих доминанту в общественном сознании, подчеркивает количественную характеристику состояний сознания.
8. Использование различных аспектов исследования общественного сознания позволяет полнее раскрыть компоненты данного явления. Последнее включает в свой состав кроме форм познания и уровней отражения действительности  следующие компоненты: а) виды сознания: нравственное, политическое, правовое, эстетическое, религиозное, философское, экономическое и др.; б) сферы сознания: общественную психологию, идеологию, науку; в) типы сознания: сознание первобытного общества, сознания классово антагонистических  обществ, сознание коммунистического общества; г) состояния сознания: общественное мнение, традиции и др.
9. Познание структуры общественного сознания предполагает наряду с выяснением составляющих его компонентов и исследование его взаимосвязей. Анализ общественного сознания в социологическом аспекте позволяет выделить три группы взаимосвязей, подлежащих конкретному изучению: а) закономерные связи общественного сознания и общественного бытия;  б) внутренние закономерные связи общественного сознания; в) специфические закономерные связи исторически определенных типов сознания.
Среди закономерных связей общественного сознания и общественного бытия выступает на первый план соответствие общественного сознания общественному бытию. Действие данной закономерности связано с проявлением таких тенденций, как отставание сознания людей от их бытия, неравномерность развития тех пли иных сторон сознания; «опережение» передовым теоретическим сознанием хода развития действительности.
Внутренние закономерности представляют собой существенные связи между его компонентами: видами, сферами, типами, состояниями. Они потому и выступают как внутренние, что их действие ограничено лишь областью сознания. Особенность внутренних закономерностей состоит в том, что они выражают в снятом виде существенные связи между видами деятельности людей и их общественными отношениями.
Каждый из исторических типов сознания подчинен действию специфических и общих закономерностей в процессе своего возникновения, изменения и развития. Специфические закономерности определяются господствующим способом производства, социальной структурой общества. В качестве этих закономерностей выступают как связи между общественным сознанием и общественным бытием, так и внутренние взаимосвязи компонентов этого исторического типа сознания. В первом и во втором случае они специфичны по отношению к закономерным связям общественного сознания и общественного бытия и закономерным связям компонентов сознания, являющимся общими для всех исторических типов общественного сознания.
Проблема исследования структуры общественного сознания не может быть окончательно решена в данный, как и в любой другой, период времени. Она всегда будет стоять перед наукой, ибо духовная жизнь общества находится в постоянном изменении и развитии. И ее плодотворное решение во многом будет зависеть от обоснованности методологических принципов научного анализа сознания - одного из самых сложных явлений общественной жизни.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam