Наука и техника Наука и техника - Религиозное сознание
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Религиозное сознание
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Религиозное сознание
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
18.07.2010 г.
По определению Энгельса, религия есть фантастическое, иллюзорное отражение в головах людей тех внешних сил (природных и общественных), которые господствуют над ними в их повседневной жизни. Она является таким фантастическим отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Следовательно, не всякая фантазия выступает как религия, а лишь такая, которая обращена к неземному, уводит в сторону от реальной действительности. Не случайно В. И. Ленин называл религию больной фантазией.
Своими корнями возникновение религии уходит в глубокую древность, и понимание этого процесса возможно прежде всего через анализ взаимоотношения общества и природы в пору становления самого общества. Определяющим для становления отдельного человека и общества в целом, как известно, был труд. В процессе трудовой деятельности и складывалось определенное отношение людей к природе. Но отношение к природе, как таковое, и сама природа еще не порождали религиозного сознания. Появление религии было обусловлено специфичностью отношения людей к природе, в котором главной стороной является не господство людей над природой, а, напротив, господство природы над людьми.
Практическая деятельность людей, их отношение к природе имеют две стороны, или, как пишет итальянский исследователь религии А. Донини, «установившиеся с незапамятных времен отношения между человеком и природой всегда имели двоякий характер: господство всесильной природы над беспомощным человеком, с одной стороны, и с другой - воздействие на природу, которое   человек   стремился   осуществлять пусть  даже в ограниченных и несовершенных формах, свойственных первобытному обществу, используя свои орудия труда, свои производительные силы, свои способности». С первой из сторон взаимоотношения природы и общества, выражающей бессилие человеческой практики и придающей специфику в целом отношению между природой и обществом, и  связано появление религиозного сознания.
Материалистический подход к выяснению корней религиозного сознания позволяет проследить зарождение религиозных представлений при изучении ограниченности человеческой практики, бессилия его перед стихийными силами природы. Господство природы над человеком приводило к тому, что люди прибегали к мнимым, иллюзорным средствам воздействия на природу. Они имитировали многие производственные процессы, к примеру охоту, рыбную ловлю. Так, коренные жители Австралии, прежде чем идти на поиски кенгуру, рисовали на песке изображение этого животного и протыкали его копьями, надеясь, что после этого ритуала охота будет удачной. Наряду с такими реальными действиями сложились и символические действия, что привело к раздвоению в сознании. Возникла целая система приемов или обрядов, в основу которых легла вера в возможность сверхъестественного воздействия на окружающие человека предметы и явления и получившая название магии.
Практическое бессилие людей перед силами природы, а в связи с этим и неудовлетворенная потребность воздействия на нее порождали извращенное сознание.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam