Наука и техника Наука и техника - Возникновений религиозного сознания
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Возникновений религиозного сознания
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Возникновений религиозного сознания
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
18.07.2010 г.
Возникновений религиозного сознания в условиях первобытного общества способствовала и стихийность общественного развития, а в классовом обществе это превратилось в доминирующую причину существования извращенного сознания.
Специфика религиозного сознания объясняется причинами, обусловившими появление данного вида сознания, и состоит она в вере в сверхъестественное, созданное воображением людей. Вера в сверхъестественные существа, составляющая  суть  религиозного  сознания, есть своеобразное отношение к воображаемым объектам, характеризующееся, как отмечает Д. М. Угринович, тремя особенностями: во-первых, верой в реальность существования сверхъестественных существ, свойств или отношений, во-вторых, переживанием своего отношения к сверхъестественному и, в-третьих, «иллюзорно-практическим» отношением религиозных людей к сверхъестественному. Религиозный человек верит, что обращение к сверхъестественному вызовет со стороны последнего благоприятное воздействие на свою жизнь. Поскольку общение со сверхъестественным носит воображаемый характер, его и называют иллюзорно-практическим.
Отмеченная специфика пронизывает все содержание религиозного сознания, т. е. его верования, представления, мифы, догмы и т. д., составляющее как обыденное религиозное сознание, так и религиозную идеологию (богословие).
Социологический анализ религиозного сознания, как и других видов общественного сознания, предполагает выяснение не только социальной обусловленное и его специфики, но и тех отношений, с которыми оно связано в реальной жизни, тех отношений, стороной которых оно выступает. Такие отношения действительно существуют и вместе с религиозным сознанием входят в состав религиозного комплекса явлений или религиозной надстройки. К ним относятся отношения, связанные с культовыми действиями, т. е. теми действиями людей, с помощью которых они пытаются так или иначе повлиять на сверхъестественные объекты религии, и отношения между верующими, входящими в определенные организации.
Какова же связь между религиозным сознанием и культовыми действиями? Рассматривая этот вопрос, известный советский этнограф С. А. Токарев показывает связь религиозного сознания с культовыми действиями в процессе формирования магии. Он выделяет ряд стадий этого процесса: а) непосредственное, стихийно-целесообразное действие человека (материальная практика); б) то же действие, но осмысляемое как действие магической силы, т. е. связываемое с идеей сверхъестественного; в) возникшее представление о магической силе начинает в свою очередь влиять на действия человека; разумное действие становится магическим обрядом». Разъясняя последовательность стадий процесса формирования магии и связь магических действий с верованиями, С. А. Токарев подчеркивает, что «магия с течением времени порождает характерные для нее представления, окрашенные идеей сверхъестественного».
Точка зрения  С. А. Токарева нам  представляется вполне обоснованной. Он покатывает, что материалом для формирования магических обрядов служили обычные практические действия людей, что «магическая практика» может определять «магическую теорию». Огромный фактический материал, на который опирается исследователь, позволяет ему сделать такой вывод.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam