Наука и техника Наука и техника - Идеология как самосознание общества
  22.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Идеология как самосознание общества
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Идеология как самосознание общества
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
10.05.2010 г.
Идеология, как и общественная психология, разделяется целыми группами, классами, короче, социальными общностями людей. В этом отношении между ними нет различий. Различия начинают выступать тогда, когда заходит речь о специализированном и массовом сознании, о конкретных носителях этих духовных образований.
 
 
Психологию выражают широкие массы людей, она является побудительной силой целых народов, а в каждом данном народе - целых классов. Выразителем идеологии выступает прежде всего наиболее активная часть класса, его авангард. Отмеченный признак еще не затрагивает содержания данной сферы сознания, но он позволяет пока лишь внешним образом отличать идеологию как специализированное сознание от сознания массового. Другие же признаки, которые будут рассмотрены ниже, позволят отличить идеологию по существу и найти ее место в общественном сознании.
Нахождение места идеологии в общественном сознании, как и психологии, связано также с немалыми трудностями, хотя они и носят несколько иной характер. Если психология исключалась из содержания общественного сознания, то идеология, напротив, нередко отождествляется со всем его содержанием, а если и не отождествляется полностью, то понятие идеологии употребляется для обозначения тех или иных сторон общественного сознания, и в связи с этим ему придается различный смысл: широкий, узкий и более узкий. Употребление понятия идеология в «широком», «узком» и в «более узком» смыслах не проясняет, а скорее затрудняет понимание той сферы общественного сознания, которая может быть определена как идеология.
Мы не будем останавливаться на точках зрения, отождествляющих идеологию с общественным сознанием или рассматривающих ее наряду с общественным сознанием как проявление духовной жизни общества, хотя они иногда еще и высказываются в литературе. В настоящее время в общественной науке прочно утвердился взгляд, согласно которому идеология не противопоставляется общественному сознанию и не отождествляется с ним - она входит как один из элементов в общественное сознание. «...Идеология - это та часть общественного сознания, которая непосредственно связана с решением встающих перед обществом социальных задач и поэтому отражает общественные отношения с целью их изменения или закрепления» Как же определяется идеология как элемент, «часть» общественного сознания? Она рассматривается как мыслительный процесс, отличающийся целенаправленностью, продукты которого выступают в форме теорий. «Характерной чертой идеологии является  обобщение, раздвигающее свои границы до неких коренных, исходных, широко объемлющих начал. . .» Идеология в отличие от общественной психологии представляет собой систему идей и взглядов, она относится к теоретическому уровню отражения действительности.
Определение идеологии как духовного образования, отражающего действительность в форме теорий, учений, различных взглядов, немного еще дает для понимания ее специфики. Поэтому определение идеологии в гносеологическом плане дополняется определением и в плане социологическом, в частности в генетическом его аспекте. Под идеологией ряд исследователей понимает ту область общественного сознания, которая определяется экономическими отношениями как своей непосредственной материальной основой. Она является составной частью надстройки над экономическим базисом и в своем изменении и развитии подчиняется закономерностям взаимоотношения базиса и надстройки. Такой подход к определению идеологии обладает преимуществом в сравнении с гносеологическим, ибо он позволяет говорить об идеологии как особой области общественного сознания, а не просто об одном из его уровней.
Широко известное определение идеологии как отражения общественного бытия через призму классовых интересов является результатом своеобразного совмещения гносеологического и генетического подхода к рассматриваемому явлению. При определении идеологии в этом случае исходят из того, что она возникает на основе существующих в обществе экономических отношений. В классовом обществе экономические отношения выступают в форме интересов определенных классов, поэтому идеология и выступает как отражение действительности через призму классовых интересов. Она есть система идей и взглядов определенного класса.
Такой взгляд на идеологию согласуется с историей возникновения данного явления в классовом обществе. Действительно, идеология вырабатывается мыслящими представителями класса, имеющими возможность заниматься духовной деятельностью и способными выражать классовые интересы в форме теорий, учений, систем взглядов. Эти идеологи, теоретически анализируя состояние общественной жизни, место в ней своего класса, осознают классовый интерес раньше, чем класс в целом практически находит пути реализации своих интересов.
В идеологических учениях выражаются общие, коренные интересы классов. Не случайно поэтому противоречия и столкновения классовых интересов проявляются и в идеологической борьбе. Прогрессивные, консервативные и реакционные идеологии, сталкивающиеся в ходе идеологической борьбы, отражают различные интересы общественных групп.
Отмеченные моменты позволяют отличать идеологию от других сфер общественного сознания, но все же они недостаточны. В самом деле, классовый характер в классовом обществе носит не только идеология, но и общественная психология. Сознание класса включает в свое содержание и идеологию и психологию. Нельзя рассматривать в качестве специфического признака идеологии и то, что она определяется экономическими отношениями как своей непосредственной материальной основой. Данный признак имеет отношение и к общественной психологии, которая в известной мере также непосредственно определяется экономическими отношениями. Идеология как отражение общественного бытия и как элемент надстройки над экономическим базисом обладает своими особенностями. И все же специфику идеологии, позволяющую отличать ее от других сфер сознания, трудно обнаружить, идя только по пути выяснения особенностей ее происхождения и отражения действительности. Важно для этого воспользоваться и другими аспектами социологического подхода, например структурным и функциональным, позволяющим анализировать содержание идеологических видов сознания и их роль в общественной жизни.
Многоплановый подход к анализу идеологии широко используется в работе В. А. Ядова «Идеология как форма духовной деятельности общества». В ней идеология раскрывается и в гносеологическом и в социологическом планах, что позволяет автору дать ряд определений изучаемому явлению. «Идеология, - пишет В. А. Ядов, - представляет собой отражение бытия сквозь призму классовых интересов. . . Как целое - совокупность идеологических форм - идеология есть система идей и взглядов определенного класса или социальной группы. . . Что касается идеологии как особой формы духовной деятельности, то она есть теоретическое оружие классов, и именно в этом состоит ее основная социальная функция».
Различные подходы к выяснению специфики идеологии позволяют подметить те или иные ее особенности и сформулировать последние в качестве определений данного явления. В современной литературе существует множество определений. В науке возникла потребность внести ясность относительно понимания идеологии. Поэтому предпринимаются попытки сформулировать определение идеологии, которое синтезировало бы ныне существующие определения. Так, польский социолог Е. Вятр в книге «Конец эры идеологии?» пишет: «Идеология - это относительно систематизированная совокупность взглядов, характерной чертой которой является функциональная связь с интересами и стремлениями общественной группы и в состав которой входят - возникшие и распространенные на основе исторического опыта и жизненных условий данной группы - идеи, описывающие и оценивающие действительность, а также выводимые из этих идей директивы действия».
Приведенное определение является довольно полным, и в этом состоит его несомненное достоинство. Однако в связи с попыткой дать всеобъемлющее и всеохватывающее определение идеологии следует заметить, что дать его очень трудно. Определение должно выразить сущность изучаемого явления. И в этом случае оно способствует углубленному познанию.
Применительно к идеологии таким определением, по нашему мнению, может явиться определение ее как самосознания общества (класса, социальной группы). Оно вытекает из анализа происхождения идеологии, специфики отражения действительности, составных ее элементов. Особенно напрашивается такой вывод из рассмотрения роли идеологии в общественной жизни. Возможно, что именно функциональный аспект и позволяет прежде всего подметить самую существенную черту идеологии и определить ее место среди других сфер общественного сознания.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam