Наука и техника Наука и техника - Связь религиозного сознания с культовыми действиями
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Связь религиозного сознания с культовыми действиями
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Связь религиозного сознания с культовыми действиями
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
18.07.2010 г.
Связь религиозного сознания с культовыми действиями, а также с отношениями между верующими в процессе культовых действий и с религиозными организациями позволяет говорить и о той роли, которую оно играет в жизни общества. В самой общей форме можно сказать, что роль религиозного сознания состоит в обслуживании религиозной практики. Культовые действия, отношения между верующими и деятельность религиозных организаций становятся религиозными благодаря представлениям и взглядам о сверхъестественном.
Поэтому значение религиозной практики, ее место в жизни людей характеризует собой и роль религиозного сознания.
В работах, анализирующих религию в социологическом плане, роль религиозного сознания раскрывается именно через саму религиозную практику. Так, Ю. А. Левада, выводя из данных отношений реальной жизни общества соответствующие религиозные формы (отношения), показывает активную роль последних. Он исходит при этом из того,  что и обществе имеют место два вида деятельности: воспроизведение жизненных средств существования и воспроизведение самого способа общения, совокупность которых составляет регулятивную систему данного общественного организма. «Историческое значение и исторические судьбы религии как социального института связаны именно с развитием регулятивной системы человеческого общества».
Религия выполняет роль формы общения. И она выполняет такую роль в тех общественных организациях, где социальная культура, формы передачи культуры «нуждаются» в «религиозном восполнении». А «религиозно нуждающимися» и «религиозно порождающими» являются те социальные культуры, те формы общения, которые сохраняют «рутинные» способы трансляции культуры, или, иначе говоря, самые различные формы общения, поскольку в них действуют ««рутинные» способы общественного сознания, регулирования».
Наиболее общая функция религии состоит в том, что в ней «в фантастической форме преодолеваются, «снимаются» реально значимые противоречия (оппозиции) человеческой жизни и мышления: невозможное оказывается возможным, чрезвычайное - обычным, случайное - необходимым, безликое - личным, преходящее - вечным; при этом в различных условиях выделяются и доминируют разные типы подобных оппозиций».
Выполнение такого рода функций, где реальное преодоление противоречий социальной жизни подменяется иллюзорным, фантастическим, и позволяет видеть объективную роль религии в обществе. Известные положения классиков марксизма о том, что религия есть «опиум народа», «вздох угнетенной твари», средство «утешения и оправдания», «дух бездушных порядков», с достаточной определенностью характеризуют социальную роль религии. Эта роль по своей сути негативна. И обусловлена она тем, что появление религии было связано с бессилием людей перед господствующими над ними природными и общественными силами.
О негативной роли религии можно судить на основе многочисленных исторических фактов. В качестве примера можно сослаться на раннее христианство, зародившееся в первом веке нашей эры, в период разложения Римской империи.
Христианство возникло в рабовладельческом обществе, изжившем себя и экономически, и политически, и духовно. Многочисленные выступления рабов в античном мире, свободных крестьян, бедноты городов свидетельствовали об активном протесте против социального гнета и несправедливости.
Однако выступления против аристократии, олицетворявшей старый мир, жестоко подавлялись. В этих условиях и возникло христианство как миросозерцание людей, потерявших веру в возможность разрушить старый мир и освободиться от социального гнета. Французский исследователь истории религии Ш. Эншлеи удачно заметил по этому поводу: «Христос победил потому, что потерпел поражение Спартак».
В развитии христианства в Римской империи различаются два периода. Первые христиане испытывали чувство ненависти к рабовладельцам и верили в то, что несправедливый строй погибнет и царство справедливости наступит на земле. Но они надеялись осуществить свои социальные чаяния с помощью неба. Как известно, в основе христианского вероучения лежит вера в мифического Иисуса Христа - «сына божьего», якобы сошедшего с неба на землю и «принявшего» страдания и смерть для «спасения» человечества. После смерти Христос якобы вновь вознесся на небо, и христиане ждали его «второго пришествия». Причем ждали, терпя и страдая, перенося все несправедливости, ибо, согласно их представлениям, только  терпение  могло  способствовать  приближению «второго пришествия» Христа.
Первоначально христианство по духу было «демократически-революционным», поскольку угнетенные массы воплощали в нем свое стихийное стремление к общественному перевороту. Это своеобразие его объяснялось классовым составом ранних христианских общин, состоящих в основном из рабов и бедняков. В тот период христианство представляло собой идеологию рабов и обездоленных свободных. Отмеченное своеобразие первоначального христианства объясняет его противоречивый характер. Несмотря на «демократически-революционный» дух, оно отвлекало рабов и свободных обездоленных от действительной борьбы против эксплуатации и угнетения. Ведь лейтмотивом христианства было «ждать и надеяться» на небесного спасителя. Вера в последнего, отказ от активной борьбы с самого начала объективно играли отрицательную роль.
Двойственный характер  первоначального  христианства с утверждением феодальных отношений в обществе все больше и больше утрачивался. Не только по сути своей, но и по форме выражения своих взглядов христианство превратилось в  идеологию эксплуататорского строя. Во II-III вв. н. э. проповедники его стали призывать угнетенных и отверженных, униженных и оскорбленных терпеливо переносить бедствия и страдания в надежде теперь уже более отдаленной - в надежде лучшей жизни не на земле, а на небесах. Христианство призывало к покорности земным господам. «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу», - сказано в Библии  - священной книге христиан. Идеи о покорности, непротивлении злу выражались в писаниях апостолов и другой литературе раннего христианства. Христианское учение требовало, чтобы рабы по принуждению становились рабами по убеждению. В этом достаточно определенно проявилось социальное назначение религии в классовом обществе.
Объективно негативная роль христианства усиливалась по мере того, как вместе с организацией церкви росло влияние господствующих классов в христианских общинах. Если на первых порах общины состояли из рабов и бедняков, то в дальнейшем в них стали вступать богатые, они и возглавили отправление религиозных культов. Через 250 лет после своего возникновения христианство было признано государственной религией. Между государством как орудием угнетения в руках экономически господствующих классов и церковью возник союз, который позволил эксплуататорским классам использовать церковь в качестве важнейшего средства насаждения среди масс духа покорности и послушания.
Негативная роль религии (в каких бы формах она ни выступала) состоит, следовательно, в том, что она отвлекает людей от борьбы с социальным злом, от борьбы по Преобразованию природы и интересах человека. Религия враждебна общественному прогрессу. Эта мысль неоднократно подчеркивалась В. И. Лениным. «Идея бога, - писал он А. М. Горькому, - всегда усыпляла и притупляла «социальные чувства», подменяя живое мертвечиной, будучи всегда идеей рабства (худшего, безысходного рабства)».
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam