Наука и техника Наука и техника - Эстетические отношения
  14.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Эстетические отношения
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Эстетические отношения
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
18.07.2010 г.
Специфику эстетических отношений можно выяснить при условии, если мы не будем ограничивать их проявления сферой сознания. Эстетические отношения выходят за рамки сознания и реализуются в эстетической деятельности. К примеру, эстетическое отношение человека к труду объективируется в продуктах его деятельности, в красоте создаваемых им вещей и предметов.
Больше того, и саму эстетическую деятельность людей можно рассматривать как эстетическое отношение.
Наконец, при выяснении специфики эстетических отношений важно учитывать и их двойственный характер. С одной стороны, они выступают как отношения объекта и субъекта, где объектом выступает действительность, а субъектом - человек, с другой стороны, как отношения между людьми, складывающиеся на основе отношения людей к действительности. Попытка рассмотреть двойственный характер эстетических отношений имеет место в ряде работ, хотя не всегда она достаточно четко выражена. Так, С. С. Гольдентрихт, рассматривая эстетические отношения как предмет искусства, определяет их как связь личности и общества. Раскрывая же природу этих связей, он сводит их к отношению человека к объективным условиям его жизни, а точнее, к условиям деятельности и предметному утверждению творческих способностей человека и наслаждению последним плодами своей деятельности. По форме эстетические отношения трактуются им как отношения между личностью и обществом, т. е. двумя субъектами, а по существу как отношение субъекта к объекту, как отношение первого рода. На существование эстетических отношений как связей объективных обращает внимание А. Г. Егоров. Он выясняет, что «эстетические отношения между людьми возникают на основе развитых производственных отношений» и что эти отношения носят надстроечный характер и существуют  вне сознания  людей.  Постановка вопроса об эстетических отношениях как объективных связях заслуживает внимания, хотя не со всеми положениями А. Г. Егорова можно согласиться. Например, он пишет, что художественные учреждения носят надстроечный характер, отношения в них между людьми являются идеологическими, а «так как эти учреждения имеют своей целью идейно-эстетическое воздействие на общество, то мы в данном случае имеем дело с идеологическими отношениями эстетического порядка, выросшими на почве данного экономического базиса».
Между работниками художественных учреждений могут существовать и существуют различные общественные отношения: нравственные, правовые и иные, и зачислять их в ранг эстетических только на том основании, что эти учреждения «имеют своей  целью  идейно-эстетическое воздействие на общество», неправомерно. Также неправомерно квалифицировать и отношения между художниками как отношения эстетические, поскольку они художники. В то же время А. Г. Егоров выясняет взаимоотношения между художниками и потребителями искусства, которые действительно могут быть названы эстетическими отношениями. «Между читателем и писателем, массами и художником, -пишет А. Г. Егоров, - в каждом обществе устанавливаются отношения эстетического порядка, которые... всегда теснейшим  образом  связаны с политическими, нравственными и другими идеологическими отношениями».
Приведенные суждения об эстетических отношениях позволяют судить о том, что такого рода отношения реально существуют, хотя их природа и характер проявления требуют еще серьезного изучения. Несомненно то, что основу их появления, так же как и возникновения эстетической деятельности, составляет наличие эстетического в самой действительности. Эстетические отношения представляют собой оценку явлений окружающего мира с точки зрения их эстетического достоинства.
Возникнув как отношения человека к действительности, эстетические отношения с выделением искусства в особую отрасль духовного производства начинают проявляться и как отношения между людьми. Предметом их в этом случае начинает выступать художественное творчество, воспроизведение эстетического в искусстве. Общественный характер эстетического отношения человека к действительности усиливается взаимоотношениями между людьми по поводу искусства. Эстетические отношения со времени античного общества начинают выступать как один из основных видов надстроечных отношений.
Эстетическое сознание непосредственно связано с эстетическими отношениями. Связь эта двоякая: с одной стороны, на основе эстетического осмысления действительности складывается и отношение к ней, а с другой - сами эстетические отношения выступают в качестве такой основы и определяют сознание людей.
Специфику и содержание эстетического сознания можно раскрыть лишь в связи с особенностями эстетических отношений. И это понятно: сознание реализуется в отношениях, проявляется через них. Скажем, эстетическое восприятие неизбежно вызывает переживание, в котором выражается эстетическая оценка воспринимаемого объекта. Эстетическое переживание служит непосредственным выражением эстетического отношения человека к действительности. Оно и придает специфику эстетическому сознанию.
Эстетическое переживание как своеобразное отношение человека к действительности вызывает и соответствующее осмысление действительности. Так, утилитарно-практическое отношение связано с таким осознанием окружающего человека мира, которое направлено на выявление практической полезности. В процессе подобного осмысления люди выделяют в вещах и предметах такие черты и свойства, которые являются существенными с точки зрения практической полезности. И такое выделение связано, понятно, с определенными чувствами. В отличие от утилитарно-практического эстетическое отношение направляет осмысление действительности несколько в ином плане, хотя само эстетическое отношение исторически складывалось в связи и на основе утилитарно-практических отношений. В данном случае людьми движет уже не практическая польза и выгода, а потребность в обнаружении эстетических достоинств явлений действительности. Обнаруженные эстетические достоинства вызывают своеобразную гамму переживаний, в том числе и радость за творческие возможности человека, когда люди оценивают совершенство предметов и вещей, созданных ими.
Эстетическое сознание характеризуется прежде всего чувственностью, эмоциональностью. «Его основная особенность состоит в том, что объект постигается эмоционально, в неразрывном единстве его сущности и явления, внутренней и внешней, количественной и качественной сторон».
Об эстетических отношениях, а вместе с тем и о сознании позволяют судить и эстетические вкусы людей, т. е. их способности к различению красивого и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического и выражению своего отношения к тому, что им нравится или не нравится, вызывает привязанность или отталкивает и т. д. Вкусы, как и эстетическое сознание в целом, формируются под влиянием жизненного опыта людей, а также искусства, имеющего своей целью воспитание в людях хороших эстетических вкусов.
Большое место в эстетическом сознании занимают идеалы людей. И это понятно: представления людей о должном, совершенном с точки зрения прекрасного неизбежно возникают с развитием эстетических переживаний и «кусов. Эстетический идеал представляет собой должное и совершенное в конкретно-чувственной форме и выступает тем важнейшим критерием, которым пользуются люди в своей оценке действительности. Больше того, идеал является критерием и эстетического творчества, поскольку он выражает стимулы, мотивы и цели деятельности людей.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam