Наука и техника Наука и техника - Философское сознание
  12.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Философское сознание
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Философское сознание
Рейтинг: / 5
ХудшаяЛучшая 
18.07.2010 г.
Философское сознание подобно другим видам сознания связано с общественными отношениями. Правда, эта связь носит по преимуществу опосредованный характер, и потому философию обычно не соотносят прямо с определенными видами отношений. При социологическом анализе философского сознания вопрос о связи данного вида сознания с общественными отношениями приобретает особое значение.
 
По своему характеру связь философского сознания с общественными отношениями в 'принципе такая же, как и связь с ними религиозного и эстетического сознания. Мы имеем здесь дело по преимуществу с отношениями человека к окружающему миру. Нравственные, политические и правовые отношения суть отношения между людьми. Условно их можно назвать надстроечными отношениями первого порядка. Отношения человека к окружающему миру, с которым связано религиозное, эстетическое и философское создание, в этом случае будут надстроечными отношениями второго порядка.
Существуют ли отношения, которые можно было бы квалифицировать как философские? Ответить на этот вопрос трудно. Но несомненно, что если таких отношений в действительности и нет, то и в этом случае проблема связи философского сознания с общественными отношениями не может быть снята потому, что появление данного вида сознания, как и общественного сознания в целом, социально обусловлено. Философия, так же как и религиозное и эстетическое сознание, связана генетически и функционально с отношениями человека к действительности и с отношениями между людьми.
Философия имеет дело прежде всего с отношением мышления к бытию, сознания к материи. Сознание есть отражение бытия, его продукт. Но по сути своей сознание является не только отражением, как мы ранее отмечали, но и отношением к окружающему миру, к бытию, породившему его. Отношение сознания к бытию по преимуществу рассматривается в гносеологическом, т. е. теоретико-познавательном, плане. Однако возможен анализ данного соотношения и в социологическом плане. Положение В. И. Ленина о том, что сознание по только отражает, но и творит мир, указывает па необходимость такого подхода. Творческое отношение сознания к миру может быть рационально понято лишь как социальное отношение. В самом деле, «идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу». Реально относятся к миру не идеи, а люди, овладевшие идеями. В социологическом плане отношение идей к бытию и есть, следовательно, отношение человека к миру. И философия, раскрывая вопрос соотношения мышления и бытия, духа и материи, имеет дело с отношением человека к миру. А это и дает основание говорить о реальности связи философии с общественными отношениями. Через связь философии с общественными отношениями яснее проступает специфика философии - как особого вида сознания и ее функциональная роль в жизни общества. Вместе с тем открывается возможность и для лучшего понимания характера тех отношений, на обслуживание которых направлена философия.
Философия, как и любой другой вид сознания, является системой взглядов об окружающем человека мире. В чем же состоит специфика этих взглядов? Философия отвечает на вопросы о том, каков мир по своей природе, имеется ли что-либо общее, что свойственно всем предметам и явлениям окружающего человека мира, а если имеется это общее, то в чем оно состоит, возможно ли познание предметов и явлений действительности, а если возможно, то что представляет собой истина и т. д.
Как материалисты, так и идеалисты отдают себе отчет в том, что философия имеет дело со специфическим кругом вопросов, касающимся взаимоотношения сознания и бытия, т. е. мировоззренческих вопросов. Специфика философии состоит в том, что она есть мировоззрение людей.
Далеко не сразу философия обнаружила свою специфику. В течение длительного времени она включала в свое содержание наряду с собственно мировоззренческими проблемами вопросы частных наук.  Ее специфика в этом случае отчетливо не выступала. Не улавливалась специфика и в том случае, когда части или разделы философии обособлялись друг от друга, что не позволяло составить ясного представления о том, как же решается в данной философии вопрос о соотношении мышления и бытия. И. Кант, например, из всех частей, на которые подразделялась философия в прошлом, отдавал предпочтение гносеологии. Хотя он и признавал существование «вещей в себе», т. е. вне и независимо от сознания человека, но рассматривал вопросы познания в отрыве от учения о бытии, а потому формы человеческого познания у него оказались лишенными объективного содержания. Решение вопроса о соотношении мышления и бытия предполагает соотнесение законов логики с законами объективного мира. У Канта же законы логики рассматриваются вне такого соотнесения. Согласно его учению, мир «вещей в себе» и «мир явлений» оторваны друг от друга.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam