Наука и техника Наука и техника - Вопрос об отношении мышления к бытию
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Вопрос об отношении мышления к бытию
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Вопрос об отношении мышления к бытию
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
18.07.2010 г.
Вопрос об отношении мышления к бытию является основным вопросом философии. Последовательное его решение приводит к тому, что марксистская философия становится в полном смысле мировоззрением. Раскрывая наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, философия служит общим методом для всех наук о природе и обществе и теоретическим фундаментом для практического преобразования социальных отношений.
 
Последовательное решение основного вопроса философии стало возможным лишь при опоре на науку. Как говорил Энгельс, уже при самом возникновении новой философии к прочным основам старого материализма было присоединено все идейное содержание двухтысячелетнего развития философии и естествознания и самой этой двухтысячелетней истории. Более чем столетнее развитие марксистской философии осуществлялось на основе обобщения огромных изменений в жизни общества и бурного развития науки, что позволяет говорить о ее научном характере в его современном понимании.
Марксистская философия является мировоззрением, т. е. диалектико-материалистическим пониманием мира. Наряду с этим иногда указывается, что философия не только мировоззрение, но и теория познания. Она выступает мировоззрением в той мере, в какой решает первую сторону основного вопроса философии, т. е. отвечает на вопрос, что является первичным - материя или сознание. Решая же вторую сторону основного философского вопроса, т. е. вопрос о том, как наши знания относятся к окружающему миру, философия выступает как теория познания. Но нам кажется, вряд ли будет правильным мировоззренческий характер философии связывать лишь с решением первой стороны основного вопроса философии. Без отношения познающего субъекта к познаваемому им объективному миру, которое выясняется при решении второй стороны основного философского вопроса, нельзя говорить о последовательном мировоззрении. Решение вопроса о бытии, т. е. о том, что является первичным - материальное или идеальное, вне гносеологии, т. е. в отрыве от вопроса о том, как относятся наши мысли об окружающем мире к самому этому миру, являются ли наши представления, взгляды правильным отражением мира, неизбежно приводит к противопоставлению объективного содержания знаний их субъективной форме. Философия потому и выступает мировоззрением, что она решает вопрос об отношении сознания к материи в плане двух его сторон.
Применительно к старой философии, расчлененной на отдельные части, нередко противопоставляемые друг другу, в какой-то мере еще допустимо мировоззренческий характер философии соотносить с ее онтологией, поскольку она стремилась включить в свое содержание все знание о мире и не ограничивалась ролью мировоззрения. Диалектический материализм, являясь мировоззрением, выступает и как теория общих законов мира, и как теория познания, и как теория всеобщего метода познания. В марксистской философии преодолен тот разрыв, который существовал в старой философии между ее частями, и прежде всего между учением о бытии и учением о познании. Гносеология включает в себя как исходную посылку признание объективности мира, поэтому-то ее и нельзя рассматривать наряду с мировоззрением.
Г. Г. Караваев и Т. Ш. Шарипов справедливо утверждают, что во всех отношениях марксистская философия «является мировоззрением, поскольку она представляет собой определенный результат познания (научную картину мира на данном этапе исторического развития) и одновременно все содержание диалектического материализма имеет методологическое значение для специального знания». Итак, философия по своей сущности является мировоззрением. Однако ее мировоззренческая сущность состоит не в том, что философия есть «научная картина мира на данном этапе исторического развития». Философия, по выражению Г. В. Плеханова, есть синтез осознанного бытия, но она не представляет собой еще научной картины мира. Такую картину мира  способны давать лишь все естественные и общественные науки в их совокупности. Да и сами Г. Г. Караваев и Т. Ш. Шарипов пишут, что «задача создания  научной  картины  мира (или, что то же самое, формирования научного мировоззрения) вовсе не является исключительно задачей только философии, а входит в сферу компетенции всего положительного знания, всех естественных и общественных наук.  Поэтому  не следует полностью  отождествлять мировоззрение и философию».
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam