Наука и техника Наука и техника - Отношение мышления к бытию
  14.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Отношение мышления к бытию
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Отношение мышления к бытию
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
18.07.2010 г.
В книге «Строительство коммунизма и духовный мир человека», откуда взят указанный тезис, такой критерий не выдвигается, но  в ней утверждается,  что  научное мировоззрение есть  система  философских,  экономических и общественно-политических взглядов марксизма. Возможно, что это так и есть, хотя выдвинутое положение теоретически не обосновано.
На наш взгляд, «основные теоретические принципы подхода к явлениям природы и общественной жизни» разрабатываются только философией. Отношение мышления  к бытию,   являясь предметом философии, как раз и выступает тем критерием, который позволяет разрабатывать теоретические принципы, имеющие мировоззренческое значение. Теоретические принципы, обосновывающие диалектико-материалистическое понимание мира, всеобщий метод познания и в силу этого играющие методологическую роль во всяком научном исследовании, придают марксистской философии характер мировоззрения. Уже давно считается, что принципы «мировоззрения» служат и руководством практического действия людей, средством воздействия на ход исторических событий. Видимо, это обстоятельство и толкает исследователей к расширительному толкованию данного понятия и включению в него наряду с философскими взглядами общественно-политических и экономических взглядов. Но если встать на этот путь, то содержание понятия «мировоззрение» не может быть ограничено названными взглядами и неизбежно приведет к включению в него всей суммы человеческих знаний, а тем самым будет утрачен и тот смысл, который с ним связан. Поэтому выработанное в науке понятие «мировоззрение» относится, строго говоря, лишь к философии.
Философия как мировоззрение тесно связана с практической деятельностью людей, с общественными отношениями. В классовом обществе такими отношениями являются отношения между классами. Философия со времени своего возникновения и по настоящее время выступает мировоззрением различных классов. Материализм выступает, как правило, мировоззрением прогрессивных классов, а идеализм, напротив, мировоззрением классов реакционных. Философия теоретически обосновывает интересы классов, их цели и задачи борьбы. Это в равной мере относится к философии как прошлого, так и настоящего. О диалектико-материалистической философии Маркс говорил, что в ней пролетариат нашел свое теоретическое оружие. Но и домарксистская философия, особенно ее материалистическое направление, выступала теоретической предпосылкой для широкого общественного действия. Философские революции, по словам Энгельса, предшествовали социальным революциям и являлись теоретическим знаменем их осуществления. Так, французский материализм XVIII в. служил введением к политическому перевороту. Необходимость замены феодальных общественных отношений, превратившихся в тормоз прогрессивного развития общества, осознавалась философами как требование «сущности и потребностей человека», «человеческой природы», как требование разума. Французские материалисты апеллировали к разуму как единственному судье, требуя устранения старых порядков, старых учреждений, старых верований и установления разумного государства, разумного общества. Разум, к которому они апеллировали, был в действительности, как заметил Энгельс, лишь идеализированным рассудком среднего бюргера, развивающегося в буржуа. Законами вечного разума обосновывались потребности капиталистического развития общества,   интересы  буржуа. Философия не раскрывала законов общественного развития, путей и средств коренных социальных преобразований, но и в том виде она играла, несомненно, положительную роль. Прогрессивные силы общества, совершая антифеодальную революцию, опирались на материализм как свое мировоззрение. Его роль выражалась уже в том, что он выступил против религии и церкви, сковывающих силы людей, и тем самым утверждал активное отношение людей к миру.
Утверждение активного отношения к миру является характерной чертой материализма как мировоззрения. Однако эта черта в полной мере обнаружилась лишь с возникновением диалектического материализма. Марксистская философия впервые до   конца   преодолела созерцательность старого материализма и тем самым обнаружила активное отношение к миру как суть материалистического мировоззрения. Уже в «Тезисах о Фейербахе» Маркса, которые представляют собой, по выражению Энгельса, гениальный набросок нового миросозерцания, это подчеркнуто со всей определенностью. «Философы лишь различным образом объясняли мир, - писал Маркс, - но дело заключается в том, чтобы изменить его».
Марксистская философия как методология познания и использования объективных законов природы и общества выступает орудием изменения действительности. Ее диалектико-материалистическое понимание мира связано с революционностью. Как говорил Маркс, «в своем рациональном виде диалектика внушает буржуазии и ее доктринерам-идеологам лишь злобу и ужас, так как в позитивное понимание существующего она включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно также и с ее преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна». В современную эпоху - эпоху крушения капитализма во всем мире и становления нового, коммунистического общества - диалектико-материалистическая философия является мировоззрением сил, борющихся за победу нового строя. Она противостоит идеалистической философии, являющейся мировоззрением консервативных, реакционных сил. Между противоположными мировоззрениями идет непрерывная острая борьба. И это понятно. Диалектико-материалистическое мировоззрение, раскрывая объективные законы общественного развития, обосновывает необходимость уничтожения капитализма, превратившегося в тормоз прогрессивного развития общества, а идеалистическое мировоззрение, выражая узкоклассовые интересы буржуазии, находящиеся в конфликте с интересами общества, напротив, стремится защитить и упрочить капиталистический строй. Примером тому может служить философия прагматизма. Огромные изменения, совершившиеся в мире, привели к всеобщему кризису капитализма, а кризис вызвал -небывалое усиление апологетики этого строя со стороны всех школ и школок буржуазной философии, в том числе и прагматизма. Лидер прагматизма Дж. Дьюи в 1920 г. попытался обосновать необходимость изменения философии с целью лучшего приспособления ее к защите капиталистического мира. В предисловии к переизданной им в конце 40-х годов книге «Реконструкция философии» он писал, что необходимость такой реконструкции еще больше возросла с настоящее время. Уже первая мировая война, по его словам, поколебала веру в непрерывный прогресс, в уверенное движение к миру и гармонии. «Сегодня это потрясение усилилось почти до невероятности. Отсутствие безопасности и борьба стали столь всеобщими, что господствующим настроением людей стала беспокойная и пессимистическая неуверенность. Неуверенность в том, что приготовило для нас будущее, бросает свою тяжелую и черную тень на все аспекты настоящего».
Д. Дьюи понимает всю серьезность положения, в котором оказался капитализм в современную эпоху, и он ищет пути преодоления трудностей. Один из них он видит в «реконструкции» философии, которая должна, по его мнению, состоять в том, чтобы забыть все выводы греческой философии (имеется и виду материалистическая философия), выбросить из головы все теории о познают и реальности и принимать вещи самым простым и наивным образом. Он предлагает отбросить такое толкование познания, согласно которому последнее раскрывает свойства предшествующей познанию реальности, ибо считает, что нет «предшествующей реальности», независимой от человека. Короче, «реконструкция» философии  состоит в замене материализма субъективным идеализмом. Идеализм же позволяет вуалировать реальные отношения, а через отрицание объективности жизни, через объявление истиной того, что полезно, выгодно, он позволяет защищать интересы господствующих классов и их действия, какой бы характер они ни носили, формировать сознание людей буржуазного общества.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam