Наука и техника Наука и техника - Термин "самосознание"
  12.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Термин "самосознание"
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Термин "самосознание"
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
10.05.2010 г.
Применительно к личности термин «самосознание» употребляется широко, и он довольно определенен. Речь идет о сознании личности о самой себе. Он употребляется и применительно к классу; примером здесь может быть положение Маркса о превращении «класса в себе» в «класс для себя». Этот пример и позволяет уяснить то содержание, которое может быть вложено в выражение «самосознание общества».
С рождением буржуазного общества рабочий класс объективно противостоит буржуазии, но он не сразу осознает противоположность своих интересов интересам буржуазии, свое место в обществе, цели и задачи в той борьбе, которую он ведет еще стихийно. Сознание пролетариата на заре своего становления является по своему содержанию тред-юнионистским. Оно представляет собой «убеждение в необходимости объединяться в союзы, вести борьбу с хозяевами, добиваться от правительства издания тех или иных необходимых для рабочих законов и т. п.» И политика пролетариата была тред-юнионистской, ибо означала «общее стремление всех рабочих добиваться себе от государства тех или иных мероприятий, направленных против бедствий, свойственных их положению, но еще не устраняющих этого положения, т. е. не уничтожающих подчинения труда капиталу». Рабочий класс с тред-юнионистской политикой и тред-юнионистским сознанием был «классом в себе». Ему недоставало осознания своих коренных классовых интересов, осознания целей и задач борьбы, вытекающих из коренных интересов, которое позволило бы ему перейти от стихийной борьбы к борьбе сознательной, т. е. недоставало классового самосознания. Самосознание рабочего класса «возникло как естественный и неизбежный результат развития мысли у революционно-социалистической интеллигенции». Носителем самосознания выступает авангард класса - Коммунистическая партия. Именно она выражает классовое самосознание, вносит его в рабочее движение и тем самым придает последнему сознательный характер. Благодаря деятельности коммунистических партий рабочий класс из «класса в себе» превращается в «класс для себя», то есть осознает своп коренные интересы, цели и задачи борьбы и сознательно стремится к их осуществлению.
Об идеологии как самосознании класса позволяют говорить и выполняемые ею функции. Среди функций идеологии в социологической литературе выделяют, например, такие, как передача коллективного опыта. укрепление групповых связей, выступление в качестве основы, которая согласует и унифицирует индивидуальные и коллективные действия благодаря тому, что определяет общественное положение, дает членам группы соответствующую мотивацию действий, является действенным инструментом влияния на других лиц путем обработки их сознания определенным образом.
Перечисленные функции действительно выполняются идеологией, хотя вряд ли их можно считать специфическими для данной сферы сознания, поскольку они в большей своей части выполняются и другими сферами общественного сознания. Скажем, передача коллективного опыта или мотивация деятельности людей являются функциями и общественной психологии. В то же время именно идеология дает классу (а не вообще социальной группе) сознание и чувство общности, единство определенных интересов. Она дает ему духовные ценности, цементирующие класс и служащие ему опорой в классовой борьбе, устанавливает конкретные цели деятельности класса и намечает пути их реализации. Другими словами, идеология выражает и защищает интересы класса и служит руководством в борьбе за их обеспечение. В этом и состоит ее специфическая функция, позволяющая отличать идеологию от других сфер общественного сознания и характеризовать ее как самосознание общества.
Идеология, выполняя свою главную функцию, вскрывает или, напротив, вуалирует сущность данных общественных отношений, обнажает или маскирует классовые противоречия. Характерным примером тому служат в современном обществе буржуазная и социалистическая идеологии. Если социалистическая идеология стремится обнажить эксплуататорскую сущность капитализма, то буржуазная идеология вуалирует ее; диаметрально противоположную позицию они занимают и относительно понимания противоречивости капиталистического общества и других вопросов общественной жизни.
 
Буржуазная идеология, выражая интересы господствующего эксплуататорского класса, преследует цель увековечение капитализма, в то время как социалистическая идеология, выражая коренные интересы рабочего класса, трудящихся масс, обосновывает необходимость преобразования общественных отношений на социалистических и коммунистических началах.
Выполнение идеологией присущих ей функций обусловливает потребность в постоянной разработке идеологами классов тех или иных идей и взглядов, теорий и учений. Отсюда содержание любого типа идеологии многообразно. Она представляет собой, как пишет В. А. Ядов, «теоретически систематизированное и обобщенное отражение классовых интересов в форме политических, правовых, нравственных, художественных, религиозных и философских взглядов».
Е. Вятр, раскрывая содержание идеологии, выделяет четыре содержащиеся в ней основные категории взглядов. Идеология включает в свое содержание, во-первых, элементарные ценности, в соответствии с которыми производится оценка общественных явлений, вроде следующих: «все люди равны», «человек является высшей ценностью»; во-вторых, общие представления о мире, закономерностях его развития; в-третьих, положения, которые определяют условия реализации принятых ценностей, например условия перехода от капитализма к социализму; в-четвертых, директивы деятельности, к которым относятся партийные программы и другие документы.
Перечисленные группы взглядов не исчерпывают, конечно, содержания идеологии, ибо оно различно в разных типах идеологии. Вряд ли правильно включать в содержание идеологии и «директивы деятельности», поскольку они относятся скорее к области политики, чем к идеологии, хотя и обосновываются идеологически. Вместе с тем выделение в содержании идеологии категорий взглядов вроде элементарных ценностей, на основе которых осуществляется оценка общественных явлений, позволяет более отчетливо осознать специфику идеологии как самосознания общества.
Идеология вырастает на основе экономических отношений и является надстройкой над экономическим базисом. Отношения между людьми в процессе производства материальных благ получают свое выражение в системах разнообразных идей и взглядов, которые и позволяют судить о том, что имеем здесь дело с сознанием общества о самом себе. Характер самосознания классов, социальных общностей зависит от того, каковы экономические отношения, господствующие в обществе.
Известно, что Маркс и Энгельс идеологию буржуазии называли «ложным сознанием». В «Немецкой идеологии» они отмечали, что рассмотрение вопросов идеологии возможно лишь в связи с анализом истории людей, «так как почти вся идеология сводится либо к превратному пониманию это и истории, либо к полному отвлечению от нее. Сама идеология есть только одна из сторон этой истории.
Предположение о том, что рассмотрение вопросов идеологии возможно лишь в связи с анализом истории людей, что «идеология есть только одна из сторон этой истории», недостаточно, на наш взгляд, оценивается в марксистской научно-исследовательской литературе и используется в борьбе против буржуазной социологии, пытающейся фальсифицировать взгляды Маркса и Энгельса на идеологию. Классики марксизма говорят о том, что, например, идеи и мысли, господствовавшие в 40-х годах прошлого века в Германии, были идеями и мыслями людей «о себе и о своих отношениях, были их сознанием о себе, о людях вообще, - ибо это было сознание не отдельного только лица, но отдельного лица в его связи со всем обществом,- и обо всем обществе, в котором люди жили». Другими словами, идеологи выражали самосознание общества, но каким является это самосознание, зависит от самого общества. Поэтому Маркс и Энгельс поставили цель показать, как возникают идеи и мысли об обществе, в особенности те из них, которые дают о нем превратное представление. Хорошим примером тому может служить анализ возникновения немецкого либерализма.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam