Наука и техника Наука и техника - Духовное производство
  15.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Духовное производство
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Духовное производство
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
18.07.2010 г.
Функции сознания определяются общественными потребностями. Общество заинтересовано в развитии познания, в передаче социального опыта, в регулировании отношений и с этой целью организует «духовное производство», формирует сознание людей. Маркс и Энгельс, как известно, выделяли две стороны человеческой деятельности: одна из них - это «обработка природы людьми», другая - «обработка людей людьми».
В ходе развития общества выделяются такие виды деятельности по «обработке людей людьми», как воспитание и образование, идеологическая, научная деятельность, которые и определяют специфику сфер общественного сознания.
Воспитание как необходимое условие жизнедеятельности общества существует со времени возникновения последнего. Оно предполагает передачу от одних поколений к другим прежде всего определенных навыков и знаний, социального опыта, приобретенных в процессе материального производства. Если в условиях первобытнообщинного строя воспитание еще не выделялось в общественную функцию, выполняемую особыми группами людей, то с делением общества на классы оно становится такой функцией. Значение функции  воспитания, т. е. сознательного воздействия одних групп людей на другие с целью привития  воспитуемым  определенных  идей  и  взглядов, социально-психологических качеств, с прогрессом общества непрерывно возрастает. Оно обусловлено рядом причин, 'В том числе расширением сферы духовной жизни общества и в особенности повышением классового самосознания народных масс. Рост значения этой функции вызывает в свою очередь расширение объекта воспитания (таким объектом становится наряду  с подрастающим поколением и взрослое население), привлечение к ее осуществлению больших средств и сил общества. В ее рамках получает относительно самостоятельное существование идеологическая деятельность, еще более определенно направленная «а «производство сознания» и его внесение в умы людей.
Идеологическая деятельность, как и воспитание в целом, в каждом обществе имеет свои цели и задачи, свое содержание. Можно говорить лишь о некоторых самых общих чертах, присущих многообразным ее видам, какими выступают и журналистская деятельность, и религиозная, и деятельность в области искусства и многие другие, казалось бы очень далекие друг от друга.
Такими общими для нее чертами выступают, во-первых, выражение классовых интересов в политических, экономических, философских и иных взглядах и идеях, в идеалах, в моральных кодексах, в произведениях искусства и других продуктах «духовного производства»; во-вторых, распространение продуктов «духовного  производства» среди масс в целях укрепления и защиты определенных классовых интересов. Господствующие классы обладают преимуществами в осуществлении такой деятельности. Владея средствами материального производства, они располагают и средствами духовного производства, что приводит к тому, что идеи и взгляды господствующего класса навязываются всему обществу.
О характере идеологической деятельности, в частности о распространении идей и взглядов господствующего класса, можно судить на примере официальной пропаганды в современном буржуазном обществе. Буржуазия посредством пропаганды стремится навязать всем классам стандарты своего мировоззрения, политические и правовые взгляды, моральные кодексы в качестве жизненной нормы и тем самым «предопределить поведение людей» борьбе с буржуазной идеологией и проявлениями пережитков прошлого в сознании и поведении людей.
Ее идеологи рассматривают пропаганду как важнейшее средство «социального контроля» над мыслями и чувствами больших масс людей. Они видят в ней «технику социального контроля», позволяющую власть имущим путем одобрения или осуждения определенных мнений и взглядов, подачи и истолкования фактов и т. д. прививать нужные идеи и взгляды и вызывать определенные стимулы и мотивы поведения людей.
Буржуазному идейному влиянию на массы противостоит идеологическая деятельность рабочего класса, являющаяся одной из форм его борьбы. В идеологической деятельности рабочего класса, его авангарда - Коммунистической партии В. И. Ленин выделил три тесно связанных между собой звена: теоретическую работу, пропаганду и агитацию. Эти звенья имеют общую цель - формирование коммунистического сознания народа, достигают же ее путем решения специфических задач, стоящих перед ними. Если теоретическая деятельность направлена на разработку революционной теории, то пропаганда и агитация - на распространение среди масс политических, экономических, нравственных и иных идей и взглядов.
Сравнение идеологической пропаганды Коммунистической партии с буржуазной пропагандой показывает, насколько различны они по своей сути. Если буржуазная пропаганда выступает как орудие «социального контроля» над мыслями и чувствами людей, как орудие насилия над ними, ибо навязывает угодные господствующему классу мысли и чувства, то коммунистическая пропаганда ставит целью разъяснение массам марксистско-ленинских идей, выражающих интересы народа. В одном случае навязываются чужие идеи и взгляды, затемняется классовое сознание, а в другом - пропаганда помогает осознать, прочувствовать свои собственные интересы, способствует росту классового самосознания.
В условиях социалистического общества пропаганда направлена на формирование научного мировоззрения, воспитание добросовестного отношения к труду, утверждение коммунистической морали, идей пролетарского интернационализма и социалистического патриотизма. Она служит воспитанию нового, всесторонне развитого человека.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam