Наука и техника Наука и техника - Виды деятельности людей
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Виды деятельности людей
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Виды деятельности людей
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
18.07.2010 г.
Виды деятельности людей, направленные на производство и распространение идей и взглядов, обусловливают подразделение общественного сознания на соответствующие сферы. Критерием такого подразделения выступают функции, выполняемые теми или иными идеями и взглядами, представлениями и чувствами людей. Функции сфер сознания в основном идентичны функциям деятельности людей, направленным на производство и распространение сознания.
Сферы сознания включены в духовную деятельность людей и выполняют те же функции, какие преследуются и деятельностью. Понятно, что между функциями деятельности и функциями ее продуктов не может быть полного соответствия, главным образом вследствие относительной самостоятельности продуктов сознания. Каждое духовное образование выполняет разнообразные функции. Так, теоретически обоснованные и практически проверенные знания выполняют мировоззренческие, коммуникативные и другие функции. Однако, как бы ни было приблизительным соответствие между сферами сознания и видами духовной деятельности, оно существует объективно и позволяет анализировать структуру общественного сознания. Поэтому хотя объективные знания и выполняют разнообразные функции, но главной из них является все же познавательная функция, т. е. та функция, которую выполняет научная деятельность как специфический вид духовного производства. То же самое следует сказать об идеологии как особой сфере сознания. Функции идеологии значительно шире, чем функции науки, но и ее специфика определяется деятельностью людей, преследующей выражение и защиту классовых интересов. Выражение и защита интересов (классов, социальных групп, общества в целом) - главная функция идеологии, определяющая место последней в структуре общественного сознания.
В философской литературе вопрос о подразделении общественного сознания на науку и идеологию как специфические сферы был поставлен не в связи с выполняемыми сознанием функциями, а в связи с особенностями отражения общественного бытия. Так, В. Келле и М. Ковальзон различают познавательный и идеологический процессы или тенденции в развитии общественного
сознания
Рациональное в этом выделении, на наш взгляд, состоит в том, что авторы поставили вопрос о различении сфер общественного сознания в зависимости от выполняемых им функций. Хотя они пишут о познавательном и идеологическом процессах в развитии сознания, но фактически у них идет речь о познавательной и идеологической функциях, выполняемых в одном случае наукой, а в другом - идеологией. Об этом можно судить по тем посылкам, из которых они исходят, выдвигая свое положение. А посылки эти таковы, что развитие общественного производства с необходимостью вызвало появление теоретического научного познания, без которого оно развиваться не может; в то же время практика классовой борьбы в антагонистическом обществе обусловила потребность в идеологии, т. е. в идейном обосновании и оправдании классовых интересов.
Опираясь на эти посылки, положение о познавательном и идеологическом процессах иногда действительно трактуют как неудачное выражение идеи о функциях общественного сознания. К примеру, Д. Прокоп трактует положение о познавательном и идеологическом процессах отражения действительности как положение о функциях общественного сознания. Правда, Д. Прокоп находит, что идеологическая и познавательная функции не исчерпывают роли общественного сознания. Он выдвигает более широкое понятие «культурная функция», обосновывая его необходимость тем, что люди не только познают, но и «осваивают» мир, свидетельством чему служит наряду с наукой вся духовная культура. Д. Прокоп приходит к выводу о том, что «общественное сознание служит обществу, общественной жизни, материальному бытию человечества прежде всего двумя функциями. Первая выражает главным образом его классовость. Вторая выражает тот факт, что общественное сознание в своем развитии реально овладевает действительностью в смысле освоения, овладения силами природы, общества, человека. Этот факт можно кратко выразить тезисом: то, что общественное сознание осваивает действительность, проявляется как культура, равняется культурной функции общественного сознания»
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam