Наука и техника Наука и техника - Замена познавательной функции
  20.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Замена познавательной функции
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Замена познавательной функции
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
18.07.2010 г.
Сама постановка вопроса о том, что познавательная и идеологическая функции не исчерпывают служебной роли общественного сознания, на наш взгляд, плодотворна. Однако замена познавательной функции «культурной» как более широкой вряд ли является правильным решением поставленного вопроса. 
Видимо, его решение следует искать на пути дифференциации функций.
Понятия «идеологическая» и «культурная» функции являются собирательными для обозначения многих конкретных функций, анализ которых позволяет выяснить реальную роль общественного сознания. Рассматривая сферы общественного сознания, мы остановимся ниже на некоторых выполняемых ими конкретных функциях. Здесь же следует заметить, что функции общественного сознания многообразны и содержание их определяется духовной деятельностью людей.
Самой широкой из рассматриваемых нами видов духовной деятельности людей является воспитание. Общественное воспитание в широком смысле имеет своей целью вооружение людей определенными знаниями, навыками, политическими, моральными, эстетическими и иными идеями и взглядами и т. д. В узком же смысле оно направлено на формирование сознательности, социально-психологических качеств, стимулов и мотивов деятельности, привычек и традиций поведения. Оно формирует психологию людей, т. е. то реальное сознание, которое реализуется в поступках и действиях каждой личности. В этой мысли укрепляют нас суждения выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского в его труде «Человек как предмет воспитания», известного советского педагога А.С. Макаренко в его работах по вопросам коммунистического воспитания, суждения таких теоретиков педагогической науки, как Н. К. Крупская, М. И. Калинин и др.
Высказывания В. И. Ленина по вопросам воспитания, в особенности его речь на III съезде комсомола в 1920 г., показывают, что сущность воспитания он видит в необходимости преодоления старой психологии людей и формировании психологии нового общества. Воспитанные в старом обществе люди, как говорил Ленин, «воспринимают психологию, привычку, понятие — либо рабовладелец, либо раб, либо мелкий собственник, мелкий служащий, мелкий чиновник, интеллигент, словом, человек, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет... Такой психологии и такого настроения у коммуниста быть не может». Воспитание в условиях социализма имеет целью решительное преодоление старых социально-психологических установок людей, их привычек и традиций и утверждение новых социально-психологических черт личности.
В. И. Ленин акцентировал внимание на том, чтобы содержание коммунистической идеологии в процессе воспитания становилось руководством к действию. Обращаясь к делегатам съезда, он говорил: «Перед вами задача строительства, и вы ее можете решить, только овладев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы».
Превращение коммунизма в руководство для практической работы означает формирование у людей психологии, которая определяла бы их поступки и действия. Поэтому все компоненты коммунистического воспитания (политическое, правовое, моральное, эстетическое и т. д.) имеют одну задачу - формирование психологии нового общества.
Психология общества составляет третью основную сферу общественного сознания. Но прежде чем перейти к выяснению специфики психологии общества, выполняемым ею функциям и связи ее с другими сферами сознания, сделаем еще два замечания.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam