Наука и техника Наука и техника - Эмоциональные реакции
  21.11.2018 г.  
Главная arrow Эмоции arrow Эмоции и сознание arrow Эмоциональные реакции
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Эмоциональные реакции
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
19.07.2010 г.
Наблюдающиеся при эмоциях многочисленные телесные изменения не могут объяснить их сущность в качестве целостного психического акта. В этом отношении Е. В. Шорохова и В. М. Каганов  справедливо отмечают, что не телесные изменения определяют содержание психического, а как телесные, так и психические явления детерминируются характером внешних воздействий.
Нейрофизиология в состоянии исследовать эмоциональные реакции, как и психические явления вообще, только с определенной точки зрения, при помощи присущих ей методов. Поэтому не обоснованы взгляды тех, кто считает, что нейрофизиология сможет подменить некоторые другие науки, изучающие психическую деятельность человека.
Такой вывод непоследователен и неверен, ибо значение психологии в процессе изучения эмоций и чувств заключается в том, чтобы показать роль личности в возникновении эмоций и их место в структуре психических функций человека. Нейрофизиология с присущими ей методами не может изучать эмоции с этой точки зрения. Подходя к эмоциям с позиций психологии, Гегель, например, определяет их как форму «непосредственной своеобразной единичности субъекта, в которую может быть вложено... всякое объективное содержание, которому сознание также приписывает предметность».
И этот своеобразный аспект изучения эмоций составляет предмет только психологии, и никакая другая наука не может заменить ее. Однако все большее сближение психологических и физиологических методов изучения психических явлений становится одной из главных тенденций в исследовании эмоций. Тесное взаимодействие психологии и нейрофизиологии проявляется в изучении так называемой мотивации поведения животных и человека. Особый интерес эта проблема приобрела после того, как было доказано, что раздражение некоторых образований коры, подкорки и ствола головного мозга может мотивировать ту или другую форму поведения животного и человека. При этом весь этот процесс имеет ярко выраженный эмоциональный характер.
«Психология «сомкнулась» с нейрофизиологией после того,- пишет Г. Мэгун, - как Олдс и Милнер видоизменили ящик Скиннера таким образом, что при нажатии на рычаг животное могло направлять кратковременное прямое раздражение в какую-либо часть мозга через хронически вживленные электроды. Это нововведение привело к открытию ранее не известного положительно-подкрепляющего механизма в базальной части переднего мозга, раздражение которого, очевидно, имело все признаки первичного подкрепления».
Развитие науки поставило вопрос не только о взаимоотношении различных научных дисциплин, изучающих определенный предмет с различных сторон, но и о взаимоотношении различных направлений, методов изучения и подходов к данному предмету в рамках одной научной дисциплины.
На современном этапе развития науки наблюдается своеобразная тенденция к интеграции допавловскон нейрофизиологии и павловского учения на основе закономерностей учения о высшей нервной деятельности и постепенное превращение ранее самостоятельно существующих физиологических методов и теорий в «подчиненные» моменты, «предельные случаи» условнорефлекторного изучения функций мозга. Таким образом, осуществляется необходимая связь в процессе исторического развития нейрофизиологии и психологии и имманентно возникают различия между разными направлениями и школами.
Выяснение принципиального вопроса, в каком логическом соотношении находятся учение И. П. Павлова и современное   нейрофизиологическое   понимание   эмоций, имеет важное методологическое значение. Так, например, соотношение методики самораздражения и классического павловского учения с точки зрения принципа «соответствия» (Н. Бор) можно охарактеризовать так: методика самораздражения есть та же условнорефлекторная методика И. П. Павлова, преобразованная на основе ящика Скиннера и использующая в качестве подкрепляющего момента не безусловный рефлекс (пищевой - И. П. Павлова и оборонительный - В. М. Бехтерева), а непосредственную электрическую стимуляцию некоторых подкорковых образований. Однако нельзя забывать, что и в том и в другом случае явления внешнего мира действуют на определенные подкорковые образования,   вызывают   эмоциональные переживания и мотивируют поведение животного.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam