Наука и техника Наука и техника - Значение эмоций для возникновения психических нарушений
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Эмоции arrow Эмоции и сознание arrow Значение эмоций для возникновения психических нарушений
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Значение эмоций для возникновения психических нарушений
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
19.07.2010 г.
Говоря о значении эмоций для возникновения психических нарушений и для определения функционального состояния клеток коры, надо отметить еще и следующее. При эмоциях мобилизуются ретикулярная и гппоталамическая системы мозга, которые поддерживают рабочее состояние корковых клеток и выступают в качестве энергетических источников работы коры мозга.
Огромное участие в осуществлении эмоций принимает вегетативная нервная система, оказывающая «адаптационно-трофическое» влияние на всю центральную нервную систему.
Надо допустить еще, что выделяющиеся при эмоциях гормоны играют в жизни организма и в регуляции функций коры головного мозга такую же роль, как и гормоны, вводимые в организм извне в терапевтических или экспериментальных целях. Конечный механизм действия гормонов как при эмоциях, так и при других способах их введения в организм принципиально один и тот же.
Указанные выше компоненты эмоциональных реакций достаточны для изменения функционального состояния корковых клеток в одну или другую сторону.
Именно при помощи эмоциональной формы отражения действительности внешние воздействия преломляются через внутренние особенности организма, опосредуются его психическими свойствами, качествами его личности, интериоризируются. Исследуя эмоции, мы выявляем ту часть процесса отражения, которую обычно рассматривают как «идущую от субъекта» и считают, что она не может быть предметом естественнонаучного анализа.
На примере расстройств чувств и эмоций у некоторых душевнобольных можно показать роль эмоций не только как формы проявления потребностей, но и как существенного момента в процессе их удовлетворения. Казалось бы, у человека, все жизненные функции которого опосредованы общественными отношениями и сознанием, роль побуждений в удовлетворении его потребностей должна быть минимальной. Но на практике оказывается, что это не так. Часто в клинике мы наблюдаем случаи, когда больные могли бы погибнуть от голода только потому, что у них объективная необходимость организма в веществах внешней среды не сопровождалась переживанием состояния голода, так как эта потребность переставала проявляться в психике человека с качестве определенных его эмоций. На этой основе больные часто совсем перестают питаться, хотя они и знают, что пища имеется, что необходимо есть и т. д. B других случаях мы видим обратную картину - полное отсутствие чувства насыщения, когда больной может съесть невероятно много. Как в первом, так и во втором случае объективные отношения между организмом и поступлением в него необходимых для его жизни веществ нарушаются из-за расстройства эмоций. Как внешние предметы, так и их отношения к гомеостазу организма больше не выступают в качестве потребностей организма, не определяют активности сознания личности в данном направлении.
Приведем пример из нашей клинической практики. Больной А., 1943 г. рожд., студент 1-го курса. С августа 1964 г. после сдачи вступительных экзаменов в институт стал замкнутым, необщительным, ничто его не радовало, не волновало. Это состояние объяснял усталостью после экзаменов. Впоследствии как будто настроение выравнивалось.
Он поступил в институт, осуществилась его мечта... Но при всем этом отсутствовало внутреннее чувство радости, приятного ощущения от достигнутой цели. Жизнь потеряла красочность. На этом фоне постепенно  стала угасать эмоция голода. Он не ел по нескольку дней, иногда неделями, но не появлялось никакого желания есть. При этом было полное сознание, что надо есть, что без этого он погибнет. Старался внушить себе, что организм    «это машина, которая работает за счет обмена веществ», делал сознательные волевые усилия принимать пищу, но без особого успеха. Лечился в больнице по поводу расстройства пищеварения, но никаких объективных отклонений от нормы не было найдено, и из больницы его выписали как здорового. Обратился к психиатру и был направлен в психиатрическую больницу. В больнице поведение больного и оценка окружающей обстановки - в норме. Полное сознание пагубных последствий отказа от пищи. Нарушений в интеллектуальной сфере не обнаруживал. Бреда и галлюцинаций не было. При всем этом часто приходилось кормить больного искусственно, вопреки его   желанию. Впоследствии под влиянием психотерапии и лечения инсулином постепенно появилась эмоция голода и вместе с этим потребность больного в пище.
При этом следует подчеркнуть, что, насколько можно об этом судить по содержанию сахара в крови, гомеостаз поддерживался на определенном уровне, но не путем поступления веществ из внешнего мира, а за счет внутренних ресурсов организма. Это выпадение внешней среды в качестве потребности для организма выразилось в отсутствии эмоции голода. С исчезновением этой эмоции как бы переставала существовать трансмиссия, приводящая к изменениям поведение человека.
Этот пример ясно подчеркивает наше понимание эмоций как формы отражения действительности, при которой внешний мир выступает как объект отражения в качестве потребностей организма. Диалектика взаимоотношений потребностей и эмоциональных переживаний, как это было показано, определяет специфику взаимоотношений субъекта и объекта в эмоциональной форме отражения действительности.
Большой интерес с точки зрения изучения роли познавательных чувств в целостной познавательной деятельности представляют расстройства этих чувств при некоторых психических заболеваниях.
Так, недоразвитостью интеллектуальных чувств следует объяснить лживость психопатов, столь часто обращающую на себя внимание уже в детстве. Конечно, очень трудно определить, в какой мере лживость зависит от недоразвитости нравственных или интеллектуальных чувств или, наконец, от воспитания. Известны случаи, когда дети поражают своей ненужной лживостью: они лгут без всякой цели, непомерно хвастливы.
Психиатрам хорошо известно, что психопаты обманывают сами себя, лгут невинно и бессознательно. У них часто   наблюдается   неточное   воспроизведение   образов внешних предметов, хранящихся в их памяти. Часто воспроизведенное представление оказывается только сходным с первоначальным, а больной считает его тождественным с ним. Больной неверно передает факты, хотя расстройств восприятия и памяти нет. Факты оказываются извращенными в   соответствии   с   настроением   больных. У психопатов, не имеющих грубых расстройств умственной деятельности, неточность воспроизведения зависит от недоразвития интеллектуальных и этических чувств.
Понятно, что больной, не желающий исправлять свои ошибки, не страдающий при искаженном воспроизведении действительности, будет воспроизводить ее неточно. Каждому здоровому человеку известно то неприятное чувство, которое приходится испытывать при неточном воспроизведении прошлого; мы страдаем до тех пор, пока не исправим ошибки, для чего напрягаем все свои силы, прибегаем к чужой помощи. Больной, не испытывающий страдания при неверном воспроизведении фактов, не имеет мотива мобилизовать усилия к тому, чтобы исправить залеченную ошибку; он спокойно переходит к другим делам, мало заботится о точности воспроизведения и потому нередко лжет самому себе.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam