Наука и техника Наука и техника - Сознание прошлых эпох
  21.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Сознание прошлых эпох
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Сознание прошлых эпох
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
15.06.2010 г.
В общественном сознании прошлых эпох отсутствовало положительное отношение к труду. Труд в сфере материального производства считался зазорным делом, дисциплина труда поддерживалась принуждением и голодом. Существовавшее на протяжении трех общественных формаций - рабства, феодализма и капитализма - негативное отношение к подневольному труду оставило глубокий след в сознании масс, в их психологии, закрепившись в привычках, обычаях и традициях.
 
Социалистическая революция преодолела негативное отношение к труду. В условиях социализма человек трудится на себя, на свое общество, что нашло снос отражение и в общественном сознании. Изменение отношения к труду привело к существенным переменам в содержании общественного сознания. Именно они и составляют качественное отличие сознания социалистического общества от сознания прошлых эпох, являются источником творческой активности масс.
Отношение к труду анализируется во многих конкретных социальных исследованиях, проведенных в нашей стране и других странах социалистического содружества. Мы попытаемся сделать некоторые выводы, вытекающие из этих исследований и позволяющие судить об отношении к труду тружеников социалистического общества.
Об отношении к труду можно судить прежде всего по тому, как выполняется работа и каковы стимулы, побуждающие к труду. Так, например, обследование ленинградскими социологами 2665 молодых рабочих на 25 предприятиях Ленинграда показало, что подавляющее большинство молодых рабочих относится со всей ответственностью к своей работе, большая часть их дает хорошее качество продукции, выполняет и перевыполняет нормы выработки, а многие из них участвуют в передовых починах, являются рационализаторами. О стимулах их труда можно судить по ответам на соответствующие вопросы анкеты:
1. Хороша та работа, где ты приносишь больше пользы, где ты необходим (ответили 617 человек).
2. Нельзя забывать о заработке, но основной смысл работы - ее общественная полезность (830 человек).
3. Заработок главное, но надо думать и о смысле работы (819 человек).
4. Хороша любая работа, если она хорошо оплачивается (399 человек).
Сравнение ценностных ориентации молодых рабочих с высокими объективными показателями их трудовой деятельности и показывает, что мы имеем здесь дело с действительно новым отношением к труду, порожденным социализмом.
Социализм открывает широкие возможности для проявления закона «перемены труда», требующего сочетания функций умственного и физического труда в деятельности людей и способствующего всестороннему развитию личности. Это ведет к возрастанию духовных и моральных стимулов к труду, увеличению элементов научно-технического творчества в труде и т. д. Вместе с тем действие закона «перемены труда» повышает требования к содержанию и характеру труда, его организации и вызывает в ряде случаев неудовлетворенность у людей своей работой.
Проведенные исследования показывают, что удовлетворенность или неудовлетворенность работой связаны главным образом с характером и содержанием труда. Там, где велика доля ручного, неквалифицированного труда, где еще плохо организован сам труд, обнаруживается и неудовлетворенность работой. Но было бы неверно рассматривать неудовлетворенность работой как показатель негативного отношения к труду. Эти же исследования показали, что в большинстве своем люди выполняют порученную им работу добросовестно, хот и желают перейти на другую работу, более соответствующую их наклонностям и желаниям.
Здесь мы сталкиваемся с реальным жизненным противоречием между наличным на данном предприятии, в совхозе, колхозе характером и содержанием труда и ценностей ориентацией в сфере производства.
Вместе с изменением отношения к труду, который стал рассматриваться как общественный долг членов общества, изменялось и отношение к общественному достоянию. Последнее стало рассматриваться уже не как «казенное» имущество, т. е. чужое, а «наше», самим трудящимся принадлежащее. Всякое посягательство на народное достояние рассматривается общественным сознанием как преступление перед обществом.
Труд, общая собственность, государство изменились по своей социальной сущности и потому выступают в сознании как положительные ценности. А это означает, что и самое общественное сознание приобрело новое содержание.
Важным моментом, выражающим новое содержание общественного сознания при социализме, является отношение к личности трудящегося человека. Известно, что в капиталистическом обществе, так же как и при рабстве и феодализме, человек труда не считается личностью. Маркс и Энгельс писали, что буржуазия личностью не признает никого, «кроме буржуа, т. е. буржуазного собственника». Впервые социализм в каждом человеке труда увидел личность, и гуманизм в этом обществе выступает уже не абстрактным принципом, а реальным отношением. В центре социалистического общества стоит свободный' человек с его потребностями и запросами. Это позволило людям труда после многовекового рабства почувствовать и осознать себя свободными личностями. Повое положение человека и обществе отражено в Программе КПСС, представляющей собой концентрацию общественного сознания социализма, где записано: «Все во имя человека, для блага человека».
Социалистический гуманизм выражает свою сущность через все виды общественного сознания. Вера в творческие возможности человека и уважение к нему, полная забота о человеке, его свободе и всестороннем развитии, а вместе с тем и требовательность к нему характеризуют социалистический гуманизм, а следовательно, и новое содержание общественного сознания.
Изменившееся при социализме отношение к человеку, к труду и общественному достоянию, к государству находит свое выражение в чувстве коллективизма, которое пронизывает все стороны жизни социалистического общества и является самой общей характеристикой содержания общественного сознания. Сознание и чувство коллективизма при социализме по своему содержанию противоположно буржуазному сознанию и чувству индивидуализма и эгоизма.

Вырастая на основе социалистического бытия, общественное сознание впитывает в себя духовные сокровища, созданные человечеством на протяжении всей его истории. И это позволяет судить о сознании социалистического общества как самом богатом по своему содержанию духовном образовании, какие только знает история человеческого общества.
Утверждение о качественно новом содержании сознания социалистического общества не означает, конечно, что сознание людей при социализме уже полностью свободно от предрассудков и заблуждений. На первой фазе коммунистической формации еще сохраняется немало индивидуалистических, религиозных, националистических и иных пережитков прошлого. Причем они сохраняются не только в индивидуальном сознании, но и в групповом, коллективном сознании. Но не они определяют сущность сознания социалистического общества.
Новое содержание сознания социалистического общества проявляется в росте сознательности масс. При характеристике господствующего сознания в классово антагонистическом обществе сознательность масс не принимается в расчет. Напротив, при социализме она выступает основным показателем, позволяющим судить об Уровне сознания общества.
Сознательность как качественная характеристика сознания выражает убежденность людей, их идейность, активное отношение к жизни. Она выражает отношение личности к обществу и общества к личности. Вне отношения, реальных поступков и действий людей нельзя говорить о сознательности, а следовательно, и о сознании, качественной характеристикой которого ока является. О сознательности масс при социализме можно судить по достигнутым трудовым успехам. Однако этот существенный критерий не является единственным, ибо высокие производственные показатели зависят не только от сознательности работающих, но и от механизации и автоматизации производства, от хорошей организации труда и ряда других факторов.
Одним из критериев роста сознательности служит распространение грамотности, просвещения среди населения. Получение образования молодежь выдвигает на первый план в своих жизненных устремлениях. Свидетельством тому может служить уже тот факт, что только за 6 лет, с 1959 по 1965 г., число рабочих с неполным средним, полным средним, средним специальным и высшим образованием увеличилось в СССР с 41 до 58% всего состава рабочих.
Огромная тяга к знаниям в нашем обществе, к овладению культурными ценностями свидетельствует о сознательности людей. Больше того, приобретение знаний есть вместе с тем и усвоение содержания общественного сознания, воспитание в духе марксистско-ленинской идеологии. Однако между образованием и воспитанием, соответственно между образованностью и воспитанностью нет совпадения. Среди образованных встречаются, к сожалению, и плохо воспитанные люди. Поэтому распространение образования, как и производственные успехи, является не прямым, а лишь косвенным показателем сознательности людей.
Есть ли прямые критерии сознательности людей при социализме? Да, есть такие показатели. Самым общим таким показателем является добросовестное отношение людей к своим обязанностям перед обществом. В каждый период создания нового общества этот общий критерий получает конкретное выражение. Скажем, в период строительства социализма в нашей стране главным критерием сознательности людей было отношение к Советской власти. Уровень сознательности определялся тем, насколько те или иные социальные группы общества поддерживали Советскую власть, ее начинания. В годы Великой Отечественной войны таким критерием явилась готовность людей во что бы то ни стало отстоять завоевания социализма. Массовый героизм, проявленный советскими людьми на фронте и в тылу, служил прямым показателем их сознательности. В современных условиях, когда наше общество приступило к решению новых грандиозных задач строительства коммунизма, критерием сознательности масс служит отношение к их решению, выраженное в поступках и действиях и содержащее в себе в снятом виде отношение к Советской власти и к защите завоеваний социализма.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam