Наука и техника Наука и техника - Сознательная регуляция эмоций,
  19.11.2018 г.  
Главная arrow Эмоции arrow Эмоции и сознание arrow Сознательная регуляция эмоций,
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Сознательная регуляция эмоций,
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
20.07.2010 г.
Возникает вопрос: каким образом осуществляется сознательная регуляция эмоций, возникновение которых - процесс непроизвольный? Здесь перед нами как бы замкнутый круг: сознательно регулировать то, что не зависит от нашего сознания. На сознание отдельного человека воздействуют общественные явления, общественные институты, непсихические «модели» общественной жизни, воспринимая которые человек вызывает в себе сложные психические явления - человеческие чувства.
Благодаря тому что явления внешнего мира отражаются в идеальной форме в сознании человека, мы можем по собственному желанию, «сознательно» оперировать ими, согласно правилам «естественного хода вещей» или сознательно поставленной нами цели.
Искусство как раз является тем объективным фактором, который вызывает сложные изменения во всей личности человека, и прежде всего в области его переживаний. Оно есть тот внешний объективно существующий «раздражитель», при помощи которого мы сознательно можем вызывать сложные эмоциональные реакции - эстетические переживания.
При этом произведения искусства мы рассматриваем как образно-эмоционально-эстетическую модель действительности, взаимоотношений людей и общественных событий, построенную на действиях героев или посредством изображения их моральных и других внутренних качеств, раскрывающихся в их жизни и деятельности.
Образным художественное отражение действительности называется потому, что его «специфическим материалом» являются образы, которые составляют познавательную сущность художественного произведения.  Оно эмоционально, потому что формой, в которой произведения искусства специфически воздействуют  на  воспринимающего их субъекта, являются переживания. Эти специфические переживания, известные как   эстетические, отличаются от всех остальных  переживаний  человека32. Поэтому мы рассматриваем искусство как образно-эмоционально-эстетическую модель действительности   (общественной и природной). Этот, вид отражения действительности мы называем моделью, поскольку художник специфическими средствами искусства не только отражает, но и творит действительность (Ленин).
Интересную постановку вопроса о роли эстетических чувств в художественном отражении действительности дает С. Л. Рубинштейн. Он считает, что познание эстетических свойств действительности невозможно без эстетического чувства. Эстетическое чувство - это специфическое  средство  художественного  познания  действительности. Связь чувства с предметом, который его вызывает и на который оно направлено, выступает особенно ярко в эстетических чувствах. Это заставляло некоторых говорить применительно к эстетическому чувству, что оно является «чувствованием» в предмет. Чувство уже не просто вызывается предметом, оно не только направляется на него, оно как бы входит, проникает в него, оно по-своему познает его собственную сущность, а не только как бы извне относится к  нему, и  притом   познает с какой-то   особой,   интимной   проникновенностью. Когда произведение искусства, картина природы или человек вызывает у меня эстетическое чувство, то это означает не просто, что он мне нравится, что мне приятно на него смотреть,  что  вид  его   доставляет  мне  удовольствие; в эстетическом чувстве, которое они у меня вызывают, я познаю специфически эстетическое качество - их красоту.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam