Наука и техника Наука и техника - Эмпирический материал
  21.11.2018 г.  
Главная arrow Эмоции arrow Эмоции и сознание arrow Эмпирический материал
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Эмпирический материал
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
20.07.2010 г.
Существующий в настоящее время значительный эмпирический материал, полученный психологией и нейрофизиологией, дает возможность предложить некоторую предварительную рабочую гипотезу о механизмах возникновений эстетических переживаний и художественного образа в сознании человека, воспринимающего художественное произведение.
     
Произведения искусства как посредством своих элементов, так и в качестве целого, воздействуя на наши органы чувств, вызывают, с одной стороны, чувственный образ, а с другой - первичную эмоциональную реакцию. Эта эмоциональная реакция оказывает обратное воздействие на воспринимающие органы чувств, и регуляция потока информации идет в направлении, «подкрепляемом» первичной эмоциональной реакцией. Этим в Дальнейшем во многом определяется как содержание художественного образа, так и особенности эстетических чувств.
В художественном произведении нас волнуют не столько фотографический образ, статическая фигура героев вне их деятельности, а те события, которые составляют сущность их жизни. В произведениях живописи и скульптуры нас волнуют не формальное подобие образа с оригиналом, а выраженные красками и формами человеческие чувства. Подлинно художественная картина отражает психическую жизнь героя, его внутренний мир Аристотель, например, утверждал, что жизнь мраморной статуи заключается в том, что на ней изображены черты похожие на внешний вид человека, «когда он приходит в состояние аффекта».
Существенные, объективные, не зависящие от воли и желания личности сдвиги в ее психических функциях связанные с эстетическими переживаниями, способствуют превращению черт личности героя в черты, убеждения и свойства личности читателя, зрителя, слушателя художественного произведения. В этом превращении характерных особенностей героя художественного произведения в черты реальной личности эстетические чувства играют как бы роль «безусловного подкрепления». В эстетических переживаниях, как и вообще в эмоциональных реакциях, нет гносеологической противоположности внутренних переживаний человека и внешних событий, вызвавших эти переживания. Это целостная система, в рамках которой особенности объективного мира помимо воли человека, незаметно для него превращаются  в  нечто  внутренне присущее ему.
Книга, не  волнующая  читателя, не вызывающая в нем эстетических переживаний, не может служить серьезным средством воспитания, так как идеи, которые она несет в себе, не удерживаются надолго или вообще не удерживаются в памяти читателя и вскоре теряют ценность для него. Поэтому не только логика доказательства справедливости или несправедливости действий героя произведения искусства, но и сила человеческих переживаний, которые вызывают они, определяют степень воздействия этого произведения на психику личности. С этим связано огромное воспитательное, общественное значение искусства. Эстетические чувства играют роль мотивов формирования морального облика человека. Воздействие этических чувств и их роль в формировании моральных принципов личности Аристотель не без основания сравнивал значением гимнастики для правильного развития человеческого тела и в этом заключается исключительно важное значение искусства для воспитания личности нового человека, единства этических и эстетических чувств.
На примере упомянутого уже романа Р. Джованьоли «Спартак» Дж. Гарибальди в том же письме к автору следующим образом определяет роль эстетических чувств для воспитания человека, для прививания личности необходимых моральных качеств, общественных идеалов, черт, чувств. «Надеюсь, - пишет он, - что наши сограждане оценят великие достоинства этого произведения и, читая его, убедятся в необходимости сохранить непоколебимую стойкость, когда речь идет о борьбе за святое
дело свободы».
Но эстетические чувства имеют не только «нормативное», воспитательное значение для регулирования взаимоотношений между людьми в процессе их общественной
жизни.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam