Наука и техника Наука и техника - Улучшение функций
  19.11.2018 г.  
Главная arrow Эмоции arrow Эмоции и сознание arrow Улучшение функций
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Улучшение функций
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
20.07.2010 г.
Как было подмечено еще в древности, в процессе эстетического переживания происходит улучшение, оптимизация химических и физиологических процессов. Они повышают функциональные возможности человека.
Самым простым и понятным в этом отношении примером могут служить танцы. В танцах сочетается избыток двигательной энергии с эстетическими переживаниями и эстетическим творчеством.
Улучшение функций двигательного аппарата организма, кровообращения и т. д.— все это характеризует саморегуляционный и «подкрепляющий» характер танца. «Он является в своем происхождении, - пишет Т. Рибо, - выражением мускульной силы, стимулирующей жизненные акты».
Насколько танцы связаны с общественной жизнью человека и какие общественные функции они выполняют, воздействуя на физиологические и психические процессы, показывает существование военных, торгово-дипломатических, охотничьих танцев, танцев, посвященных жатве, рождению, свадьбе и т. д. у американских индейцев и других народов. Посредством вызываемых в человеке радости, торжества, тревоги, любви, ненависти, печали, короче - всей гаммы сложных чувств и эмоций музыка может оказывать существенное воздействие на поведение человека в обществе, на оптимизацию его физиологических и психических функций. Траурный марш, вызывая чувство скорби, как бы настраивает всех слушающих «на одну и ту же волну» и путем превращения чувств отдельной личности в чувства определенного коллектива создает условия для более легкого перенесения тяжелых переживаний. Этот эффект связан с так называемой проекцией, объективацией, «отчуждением» эмоциональных переживаний.   Об этом    облегчающем    значении    «отчуждения»    тяжелых чувств знали еще древние египтяне и римляне   и  часто намеренно заставляли женщин (специально нанимаемых плакальщиц)  причитать на похоронах, дабы возникающую скорбь превратить в нечто внешнее, «чуждое» для переживающей личности.
Различные произведения музыки, например, вызывают в человеке различные эстетические чувства (положительные и отрицательные), но, как правило, они всегда оказывают оптимизирующее воздействие на человека. Это огромное положительное физиологическое значение эстетических переживаний, вызываемых музыкой, отмечали, многие писатели, музыканты.
Например, фантаст Жюль Верн описывает это воздействие в одном из своих романов, где герой предложил использовать   музыку   для лечения болезней:  «Музыка оказывает  стимулирующее воздействие на нервные центры,  вследствие чего гармонически организованные звуковые волны содействуют расширению кровеносных сосудов, влияют на кровообращение, по желанию усиливая или ослабляя его. Биение сердца и работа дыхательных органов ускоряются в зависимости от тональности и силы звуков, и музыка помогает питанию тканей организма». «Терапевтическое» воздействие музыки ныне не только догадка научной фантастики. Многочисленными точными опытами доказано, что при восприятии музыки происходят существенные изменения в различных психических  и  физиологических процессах. В настоящее время этот факт приобретает огромное практическое значение.
Эстетизация производства - одна из насущных для современного этапа его развития. Без знания закономерностей воздействия цветов, форм и мелодии на человеческую психику, на ее работоспособность научная организация труда невозможна.
Огромное положительное влияние, которое оказывает восприятие произведения искусства на психическое и физиологическое состояние человека, отметил еще Аристотель. Это явление он называет «очищением» («катарсисом»). Он пишет: «Трагедия есть подражание действию, важному я законченному, имеющему определенный объем (подражание), при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов».
Вопрос о том, как Аристотель конкретно понимал это «очищение подобных аффектов» посредством эстетических переживаний, вызывал на протяжении многих веков острую дискуссию. Надо полагать, что описанный Аристотелем факт не может быть объяснен только с позиций эстетики, философии, искусствоведения и даже психологии. При эстетических чувствах, в формировании которых участвуют различные эмоциональные реакции, пускаются в ход различные физиологические механизмы, совокупное   действие   которых    оказывает   благотворное влияние на всю психическую и физиологическую деятельность организма. На основании имеющихся научных данных можно сделать вывод, что участие эндокринных желез, вегетативной нервной и сердечно-сосудистой систем организма, лимбической и ретикулярной систем головного мозга в эстетических переживаниях обеспечивает перенастройку, регуляцию всей   психической  деятельности. Аристотелевское  понимание   «профилактической»   роли эстетических чувств проливает некоторый свет и на его понимание «катарсиса». Он предполагал, что эстетические переживания создают условия для более легкого перенесения конфликтов морального характера и трудностей жизни. «Ритм и мелодия, - пишет Аристотель, - содержат в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренности и всех противоположных им свойств а также и прочих нравственных качеств. Это ясно  из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется  душевное  настроение.   Привычка же испытывать горестное или радостное настроение при восприятии того, что подражает действительности, ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с  житейской правдой». Интересно   сопоставить   это   описание Аристотелем «профилактической роли» эстетических чувств с некоторыми данными современной науки.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam