Наука и техника Наука и техника - Жизненное напряжение
  19.11.2018 г.  
Главная arrow Эмоции arrow Эмоции и сознание arrow Жизненное напряжение
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Жизненное напряжение
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
20.07.2010 г.
Как было показано в опытах известного современного эндокринолога и патофизиолога Г. Селье, при определенном сочетании внешних раздражителей «стресс» (жизненное напряжение) не только не вызывает болезнь, но может предотвратить ее. Он установил, что при соответствующей предварительной подготовке с   последующим воздействием химических веществ и стресс-агентов возникают тяжелые заболевания сердечно-сосудистой системы.
Но если животное сначала подвергнуть воздействию стресса, а потом сенсибилизировать (повысить его чувствительность)  описанными средствами (кортикоидами  и натриевыми солями), то при последующем воздействии стресса явных патологических изменений не наблюдается. «Любопытно, - пишет Г. Селье, - что все   равно,   какой стрессор применяется в качестве профилактического. Все они надежно защищают сердце при последующем воздействии на организм другого стрессора».
С точки зрения учения И. П. Павлова об условных рефлексах и подкрепляющей роли эмоций, психофизиологический механизм «катарсиса» можно понять следующим образом.
Когда какой-либо фактор внешней среды в качестве элемента художественного произведения вызывает эстетическое чувство, то и впоследствии, при других обстоятельствах, не являясь элементом произведения искусства будучи фактором жизни, он будет вызывать те же эмоциональные изменения в организме. Этим как бы сам по себе значимый раздражитель среды превращается в сигнал деятельности, которую он вызывал  в  качестве элемента произведения искусства. Таким образом, «причастность» какого-либо фактора среды  к эстетическим чувствам, переживаниям, превращает его на  продолжительное время или на всю жизнь (если учесть, что эти переживания оказывают огромное влияние на формирование личности) в условный раздражитель, т. е. «снимает», уничтожает те вредные свойства (вредные не только в медицинском, но и этическом смысле) раздражителя, которыми он обладал как безусловный. Этим его отрицательное значение для психической и физиологической деятельности человека уничтожается или ослабляется.
В связи с этим нужно сказать несколько слов и о «катарсисе» в том смысле, как его понимали И. Брейер и 3. Фрейд. Эти два автора считали, что если какое-либо патогенное эмоциональное переживание доводится до сознания больного, то оно теряет свое болезнетворное значение.
«Созерцание», осознание, объективирование (понимаемые как подкрепление) тяжелых внутренних переживаний составляют основу процесса защиты «я».
Эта закономерность «лечения» при помощи «осознания» причин отрицательных эмоциональных состояний была подмечена давно в философии и психологии.
Гегель, например, так подчеркивает значение искусства в этом отношении: «И - если даже искусство ограничивается изображением страстей для созерцания, если даже оно льстит им, то уже и в этом заключается смягчающая сила; этим доводится до сознания человека то, что он представляет собой непосредственно. Теперь человек созерцает свои влечения и склонности, и, в то время как раньше он поддавался им без всякого размышления, теперь он видит их вне себя и уже начинает освобождаться от них, так как они противостоят ему как нечто объективное.
Поэтому часто художник, одолеваемый печалью, смягчает и ослабляет для себя интенсивность своего чувства тем, что изображает его.
Смягчение силы страстей имеет своей причиной то обстоятельство, что человек избавляется от непосредственной зависимости от какого-либо чувства и начинает сознавать это чувство как нечто внешнее ему как то, к чему следует относиться теперь мысленно идеально. Искусство своими изображениями освобождает в пределах чувственной сферы от власти чувственности».
Можно допустить, что в процессе «осознания», «отчуждения», «объективации» патогенных аффектов происходит их превращение из безусловных в условные раздражители. Таким образом, они как раздражители не имеют отношения к возникновению различных тяжелых дисфункций организма, а являются сигналами, подкреплением для которых служат те образы и познавательные процессы, которые возникают в сознании. Не без оснований можно допустить, что «осознание», объективирование внутренних эмоциональных состояний имеет все черты подкрепления, которое снимает болезнетворное влияние этих состояний. Мы уже видели, что флексия передней лапы, отключая электрический ток,  «снимает»  его характер отрицательного безусловного   раздражителя для задней лапы, которая подвергается электрораздражению. «Когда очень запрятан ущемленный пункт, - говорил И. П. Павлов, - то его надо привести в связь с остальными полушариями. Эта штука, конечно, - положительная штука Фрейда, это его заслуга, а все остальное дребедень, зловредная штука. Это ясно, это верный факт. Вот эти самые изолированные пункты, которые, однако, существуют и действуют втемную, против которых нет никакой управы, - их надо привести в сознание, т. е. привести в связь с полушариями, и тогда, раз полушария функционируют правильно, то наводят порядок и там. Так что это совершенно понятно».
Внутреннее единство двух видов «катарсиса» можно понять единственно с точки зрения павловского учения о подкреплении, так как последнее превращает любой внешний и внутренний раздражитель (сам по себе значимый или незначимый) в сигнал и тем самым делает Г0 причиной какой-то условнорефлекторной реакции, снимая» при этом реакцию, которую он вызывает сам по себе как безусловный раздражитель. При этом «осознание» внутренних патогенных аффектов имеет характер «подкрепления», которое «снимает» их как патогенные безусловные раздражители.
И здесь видим тот же вид причинности, который отметили и при удовлетворении потребностей животных: превращение внутреннего, непознанного в «предмет», в нечто «зримое», стоящее перед живым в качестве внешнего, «чуждого» для него объекта.
На основании данных современной науки мы делаем следующее предположение относительно «очищающей» роли эстетических чувств. Они играют роль фактора, при помощи которого осуществляется «иммунизация» организма по отношению к некоторым аффективно-патогенным факторам социальной среды. Нашу точку зрения на сущность «катарсиса» правильно было бы назвать «эстетико-иммунизационно-профилактической ».
Из изложенного о сущности эстетических чувств можно сделать следующие выводы:
1) эстетические чувства возникают в процессе художественного усвоения действительности;
2) они содействуют формированию определенных этических чувств, общественных идеалов и черт личности человека, с этим связано их огромное общественно-воспитательное   значение;
3) эстетические чувства играют важную роль в саморегуляции психических и физиологических функций организма, «очищая» их от инертных эмоциональных возбуждений и уменьшая вредоносное влияние различных отрицательных эмоций, возникающих при моральных и других житейских конфликтах. Эта роль   эстетических
чувств в современной науке изучается крайне недостаточно. Заканчивая обсуждение вопроса о сущности человеческих чувств, еще раз нужно подчеркнуть глубочайшую внутреннюю связь между этическими, познавательными и эстетическими чувствами. Еще древнегреческие мыслители пришли к выводу, что высшая идея, идея добра, есть в то же время и идея высшей красоты. Аристотель подчеркивал, что «песни Олимпа... наполняют душу энтузиазмом, а энтузиазм есть аффект этического порядка в нашей психике». Общественная сущность эстетических чувств, как было показано, заключается в воспитании этических чувств, убеждений и идеалов личности. Единство этических и эстетических чувств древнегреческие философы объединяли в   понятии   «каллокагатия»    (красота - добро). Т. Павлов, например, считает, что единство «красоты - добра» и «красоты - правды» является основным вопросом искусства и эстетики. Именно глубокая органическая связь между красотой и добром всегда характеризовала прогрессивность искусства, его действенную воспитательную и революционную роль.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam